NASA опубликовала «хэллоуинские» постеры экзопланет

Космический Фан Новости астрономии, астрофизики и космологии

По случаю наступающего Хэллоуина американская аэрокосмическая администрация опубликовала несколько тематических постеров, посвященных наиболее экстремальным из уже открытых экзопланет. С точки зрения человека эти миры не просто непригодны для жизни — их в буквальном смысле слова можно назвать «убийственными».

На первом постере изображен горячий газовый гигант HD 189733 b, являющийся одной из наиболее хорошо изученных экзопланет. Он обращается вокруг оранжевого карлика, расположенного на расстоянии 63 световых лет от Солнца. Из-за близости к центральной звезде планета находится в приливном захвате: она всегда повернута к своему светилу одной и той же стороной, в «подзвездной» точке разогретой до температуры 930°С. В результате в атмосфере HD 189733 b дуют очень мощные ветра — скорость достигает 6700 км/ч.

Имеющиеся у астрономов данные говорят о том, что газовая оболочка HD 189733 b заполнена горячими частичками силикатов (минералов на основе диоксида кремния). Можно сказать, что атмосфера этого далекого мира представляет собой никогда не прекращающийся стеклянный ураган.

На втором постере изображена экзопланета PSR B1257+12 c, также известная под названием «Полтергейст». Это один из трех каменистых миров, обращающихся вокруг пульсара в 2 тыс. световых лет от Солнца. Его поверхность подвергается постоянной мощнейшей радиационной бомбардировке со стороны центрального тела системы. Жизнь в привычном для нас представлении там никогда не могла бы существовать.

Планетное семейство пульсара PSR B1257+12 в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech/R. Hurt (SSC)

PSR B1257+12 c занимает важное место в истории астрономии. Этот объект был открыт еще в 1991 г. (публикация с сообщением об открытии сделана в 1992 г.) по периодическим отклонениям частоты импульсов радиоизлучения пульсара, став первой подтвержденной внесолнечной планетой. Также стоит отметить, что сам по себе факт наличия планетного семейства у пульсара произвел небольшую сенсацию в научном сообществе. Дело в том, что пульсары образуются в результате гравитационного коллапса звезд-гигантов. Сопровождающая это событие вспышка сверхновой должна уничтожить любые тела в их окрестностях. Астрономы предполагают, что Полтергейст может являться объектом второго поколения, сформировавшимся из обломков, которые остались от спутников PSR B1257+12, существовавших до вспышки.