Аэрокосмическая администрация начинает исследование в рамках миссии IXPE

NASA сообщила, что новый рентгеновский орбитальный телескоп IXPE начинает свою научную миссию. Он был выведен на орбиту в декабре 2021 года. Сейчас все технические проверки завершены, и IXPE начинает исследовать свою первую цель — остаток сверхновой Кассиопея А.

Залишок наднової, який досліджує IXPE
Остаток сверхновой Кассиопея А. Источник: NASA/CXC/SAO

С чего IXPE начнет свою работу

Космическая обсерватория IXPE была выведена на экваториальную орбиту 9 декабря 2021 года с помощью ракеты Falcon 9. До сегодняшнего дня аппарат проходил тестирование систем, но теперь готов начать исследование. Первой его целью определен остаток сверхновой Кассиопея А. Обсерватория будет изучать этот объект в рентгеновском диапазоне.

Сверхновая вспыхнула около 350 лет назад в нашей Галактике. Ее взрыв привел к мощному выбросу электромагнитного излучения и заряженных частиц. Основной целью исследования этого объекта является установление современных параметров его магнитного поля. Сделать это можно с помощью поляризованного рентгеновского излучения.

Однако для этого необходимо собрать большое количество излучения, отфильтровать поляризованную составляющую и избавиться от шумов. Также в программу исследования Кассиопеи А входит определение регионов, где заряженные частицы приобретают свою скорость.

Что такое IXPE

Imaging X-ray Polarimetry Explorer (IXPE) — это общий проект NASA и итальянского космического агентства. Это первая орбитальная обсерватория, предназначенная для наблюдения за космическими объектами в поляризованном рентгеновском спектре. Миссия была анонсирована в 2017 году. Масса аппарата составляет 330 кг. Из них 170 кг — полезная нагрузка.

IXPE
Конструкция обсерватории IXPE. Источник: en.wikipedia.org

Новая обсерватория должна изучать не только Кассиопею А. Объектами её исследований станут черные дыры, нейтронные звезды, другие остатки сверхновых, квазары и активные ядра галактик. Проще говоря, этот орбитальный телескоп будет исследовать все космические тела, ярко излучающие в рентгеновском диапазоне.