NASA доказала возможность использования наноспутников для поиска экзопланет

В апреле 2017 г. экипаж МКС запустил 10-килограммовый наноспутник ASTERIA (Arcsecond Space Telescope Enabling Research in Astrophysics). Миниатюрный аппарат, построенный инженерами Лаборатории реактивного движения (JPL NASA) на основе платформы CubeSat (6U), был оснащен небольшим телескопом. Целью его миссии была демонстрация возможностей, которые может предоставить использование подобных космических аппаратов в научных исследованиях.

Номинальный срок работы спутника ASTERIA составлял 90 дней, однако он несколько раз продлевался. В итоге NASA смогла поддерживать контакт с аппаратом до декабря 2019 г.

Одной из основных задач миссии был эксперимент по обнаружению экзопланет при помощи транзитного метода. За время своей работы ASTERIA провел наблюдения нескольких звезд, у которых, как нам известно, имеются невидимые планетоподобные спутники. После анализа собранных данных NASA объявила об успехе эксперимента — в ходе него удалось зарегистрировать транзиты планеты 55 Рака е. Это раскаленная супер-земля, которая обращается вокруг желтого карлика, расположенного на расстоянии 40 световых лет от Солнца. Ее радиус в 1,8 раз, а масса — в 8 раз превосходят соответствующие показатели нашей Земли.

Успех эксперимента доказал принципиальную возможность использования небольших и относительно недорогих наноспутников для поиска экзопланет. Предыдущий рекорд принадлежал 53-килограммовому канадскому аппарату MOST (Microvariability and Oscillations of Stars). В 2011 г. ему также удалось зарегистрировать транзиты 55 Рака е.