Найдены экзопланеты, способные помочь решить загадку образования «суперземель»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Анализ данных, собранных космическим телескопом TESS, помог астрономам обнаружить три новые экзопланеты. Они обращаются вокруг красного карлика TOI 270 (UCAC4 191-004642), расположенного на расстоянии 73 световых лет в созвездии Живописца. Его масса и диаметр примерно на 40% меньше соответствующих показателей Солнца.

Система TOI 270. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center/Scott Wiessinger

Самая близкая к звезде экзопланета TOI 270 b по размеру на четверть больше Земли. Ее орбита проходит на расстоянии 4,5 млн км от родительского светила, на один оборот вокруг которого ей требуется всего 3,4 дня. По оценкам астрономов, равновесная температура поверхности этого объекта составляет 254°C. Скорее всего, это каменистое тело, масса которого составляет около 1,9 земных.

Радиусы двух других экзопланет (TOI 270 c и TOI 270 d) соответственно в 2,4 и 2,1 раза больше радиуса Земли. Они совершают один оборот вокруг звезды за 5,7 и 11,4 дня. Равновесные температуры этих тел составляют 150°C и 67°C. Вероятнее всего, в отличие от TOI 270 b, в их составе доминируют не каменистые породы, а газы. В этом случае их массы достигают соответственно около 7 и 5 земных.

Планеты системы TOI 270. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Находка TESS интересна по целому ряду причин. Во-первых, система находится на относительно небольшом расстоянии от Солнца. Это делает ее весьма перспективным кандидатом для будущих наблюдений. Во-вторых, размеры тел в окрестностях TOI 270 попадают в т.н. разрыв Фултона. Этим термином астрономы обозначают «пустой» промежуток, наблюдаемый в распределении экзопланет радиусом в 1,5-2 земных.

Сравнение Солнечной системы и системы TOI 270. Источник: NASA’s Goddard Space Flight Center

Ученые предполагают, что разрыв Фултона обозначает границу между крупными каменистыми телами (т.н. суперземли) и малыми газовыми гигантами (т.н. мини-нептуны). Согласно достаточно популярной версии, образование суперземель и мини-нептунов протекает одинаково и разделяется лишь на финальных этапах, когда звездный ветер «сдувает» большую часть атмосферы некоторых планет, оставляя каменистое ядро. Изучение системы TOI 270 поможет подтвердить или опровергнуть эту теорию.