Найдена система, где звезда и планеты вращаются в разные стороны

Планеты нашей Солнечной системы вращаются вокруг Солнца в том же направлении, что и само Солнце вокруг своей оси. Такая же ситуация характерна для почти всех известных нам экзопланет. Астрономы считают, что эта особенность возникает еще на стадии формирования планетных систем: протопланетные диски, из которых рождаются планеты, вращаются в том же направлении, что и протозвезды. А редкие исключения из этого правила обусловлены какими-либо катастрофическими событиями вроде столкновений планет с крупными объектами, «развернувшими» их орбиты.

Схема системы K2-290. Источник: Christoffer Grønne

Однако недавно исследователям удалось обнаружить весьма любопытную систему, не вписывающуюся в «стандартную модель». Ей присвоили обозначение K2-290. Она состоит из трех звезд: солнцеподобной K2-290A и двух красных карликов K2-290B и K2-290C, расположенных на расстоянии 113 и 2400 а. е. Вокруг K2-290A также обращаются две экзопланеты, по размерам и массе напоминающие уменьшенные версии Юпитера и Нептуна.

В ходе серии наблюдений команде датских астрономов удалось определить направление движения и скорость вращения K2-290A. Их ждал сюрприз: оказалось, что эта звезда вращается в противоположном направлении относительно планет и двух других звезд системы, а ось ее вращения наклонена на 124° относительно плоскостей их орбит.

Возможное расположение протопланетного диска во время формирования системы K2-290. Источник: Christoffer Grønne

Открытие вызвало резонный вопрос о том, как K2-290A приобрела такие аномальные характеристики. По одной из версий, окружающий ее протопланетный диск мог «перевернуться» из-за близкого пролета другой звезды. По другой версии, на большом расстоянии от системы существует еще один крупный неоткрытый объект, гравитация которого оказала на нее дестабилизирующее влияние. В любом случае, находка дает понять, что число звездных систем с «архитектурой», отличающейся от общепринятой, может быть куда больше, чем считалось ранее.

Ученые нашли нейтронные звезды на орбитах подобных Солнцу светил