Найдена самая быстрая звезда Млечного Пути

Обнаружено шесть новых звезд, скорость которых позволяет им вылететь за пределы Млечного Пути. Они образовались при взрывах сверхновых типа Ia. Одно из светил является самым быстрым, известным людям.

Самая быстрая звезда Галактики
Самая быстрая звезда Галактики. Источник: NASA, ESA, and G. Bacon (STScI)

Самая быстрая звезда Галактики

В новом исследовании, где использованы данные космического телескопа Gaia, содержится информация о шести новых звездах, которые настолько быстры, что могут покинуть нашу Галактику. Ранее ученым было известно только десять подобных светил.

Аналогично тому, как орбита планеты в Солнечной системе определяется ее скоростью относительно Солнца, так и орбита звезды во Млечном Пути определяется скоростью относительно его центра. Если она превысит 550 км/с на том расстоянии, на котором от него находится Солнце, то гравитационное поле звезду просто не удержит.

Однако достичь такой скорости для звезд крайне сложно. Именно поэтому столь фантастическими выглядят показатели двух новооткрытых светил: 1 694 км/с и 2 285 км/с. Второе из них называется J0927 и сейчас является самым быстрым во Млечном Пути.

Отдельно ученые отмечают, что звезды, которые вращаются в непосредственной близости от черной дыры в центре нашей Галактики, в определенные моменты могут иметь даже большую скорость. Однако они находятся настолько близко к гравитационному колодцу Стрелеьца А*, что вырваться из него им не удастся.

Необычные взрывы сверхновых

Отдельно ученые рассмотрели причины, которые побуждают звезды двигаться настолько быстро. Общепризнанным сейчас является только один механизм — взрыв сверхновой типа Ia. Они происходят в системах из двух белых карликов, которые находятся близко друг к другу. В этом случае происходит перетекание вещества с меньшей звезды на большую.

Продолжается оно до тех пор, пока масса «реципиента» не превысит предел Чандрасекара, при котором белый карлик должен превратиться в нейтронную звезду. В этот момент он и вспыхивает как сверхновая, а мощный взрыв выбрасывает его компаньона в космос с большой скоростью.

Однако со всем этим есть небольшая проблема. Сверхновых типа Ia наблюдается больше, чем во Вселенной должно было бы быть двойных белых карликов. Поэтому ученые рассмотрели альтернативную возможность, в которой компаньоном белого карлика является просто достаточно старая и горячая звезда. В таком случае все происходит примерно так же.

Разница заключается лишь в том, что белый карлик не успевает достичь предела Чандрасекара. Гелий, который он «ворует» у соседней звезды, взрывается на его поверхности, и взрывная волна «зажигает» углеродное ядро. В этом случае вторая звезда выбрасывается с той скоростью, которую она имела при движении по орбите, а она в случае тесных систем может составлять сотни и тысячи километров в секунду.