Найдена самая большая радиогалактика во Вселенной

Астрономы нашли самую большую радиогалактику во Вселенной. Она находится на расстоянии 3 млрд световых лет и получила название «Алкионей». Общая протяженность этого монстра составляет 3 мегапарсека. Нашли его благодаря мощному радиоизлучению.

Наибольшая радиогалактика
Наибольшая радиогалактика: система-хозяин и «лепестки» показаны оранжевым. Источник: Oei et al., arXiv, 2022

Как нашли самую большую радиогалактику

Гигантские галактики, центральные черные дыры которых взаимодействуют с окружающим газом и превращают его в источник синхротронного излучения — не редкость в космосе. Именно за этим излучением охотились исследователи, работающие на новом европейском антенном массиве LOw Frequency ARray (LOFAR). Он состоит из 20 тысяч отдельных антенн, разбросанных на большой площади.

Поиск оказался невероятно удачным. На расстоянии 3 млрд световых лет ученые обнаружили «лепестки» гигантской радиогалактики, раскинувшиеся в пространстве почти на 5 мегапарсек, то есть чуть меньше 16 млн световых лет. Это самая большая из открытых радиогалактик. Она получила название «Алкионей» в честь гиганта из греческой мифологии.

Дальнейшие исследования помогли идентифицировать радиоизлучение Алкионея с объектом, видимым в оптическом диапазоне. Он оказался довольно обыкновенной эллиптической галактикой, только очень крупной. Ученые долго не могли оценить ее реальный размер. Масса ее составляет 240 млрд солнечных, а в центре находится сверхмассивная черная дыра, которая в 400 млн раз тяжелее нашей родной звезды.

Что такое радиогалактики и почему они так велики

Для того, чтобы лучше представить, что представляет собой самая большая радиогалактика, нужно понять, как эти объекты устроены. В центре каждой из них находится ее «хозяин» — массивная галактика с большой и активной черной дырой. Последняя своей мощной гравитацией «засасывает» газ и пыль со всех ее окрестностей и поглощает их.

Большая часть газа при этом перетекает на полюса черной дыры и выстреливается в окружающее пространство. Образуются джеты, которые сталкиваются с межгалактическим газом и постепенно распыляются, формируя широкие лепестки. Эти структуры состоят из электрически заряженной плазмы и являются источником синхротронного излучения.

Синхротронное излучение — это радиоволны, возникающие не из-за тепловых процессов, а из-за ускорения электронов в холодной электрически заряженной плазме. Они ничем не отличаются от обычного излучения, однако их легко узнать, сравнив изображение в радиодиапазоне, например, с инфракрасными снимками.

По материалам: www.sciencealert.com