Наблюдения изучают природу звездного потока Икар

Звездный поток Икар — это гигантская лента из светил, как вращающиеся в диске Млечного Пути гораздо быстрее других. Ученые утверждают, что он может быть остатками карликовой галактики, поглощенной нашей когда-то давно.

Поток Икара — остатки карликовой галактики, которую когда-то поглотил Млечный Путь. Источник: scx2.b-cdn.net

Звездный поток в диске нашей Галактики

Астрономы из Италии и Чили исследовали аккреционный звездный поток под названием Икар в диске Млечного Пути. Результаты исследования, подробно изложенные в научной статье, опубликованной 16 октября на сервере препринтов arXiv, дают немаловажную информацию о природе этого звездного потока.

Икар — это быстро вращающийся в галактическом диске звездный поток, открытый в 2020 году. Предполагается, что этот поток является результатом аккреции отломков карликовой галактики-предка со звездной массой около миллиарда солнечных на начальной прогрессивной орбите с низким наклоном. Однако некоторые исследования предполагают, что Икар может являться признаком формирования и эволюции диска Млечного Пути, а не остатком разрушенной карликовой галактики.

Детальное исследование потока

Чтобы подтвердить происхождение Икара и получить больше информации о его свойствах, команда астрономов под руководством Паолы Ре Фиорентина из Туринской обсерватории в Италии проанализировала данные спутника Gaia, эксперимента по галактической эволюции Apache Point Observatory (APOGEE) и проекта «Галактическая археология из HERMES».

Команда идентифицировала 81 объект Икара. Осмотрев их все, ученым удалось провести химический анализ и получить динамические свойства этого звездного потока. Оказалось, что у Икара скорость в местном стандарте покоя на уровне 171 км/с, а его металличность составляет около -1,35 декс.

На основе диаграммы «цвет-величина» объектов Икара астрономы установили, что звездному потоку не менее 12 млрд лет. Номинальный возраст Икара оценивается примерно в 14 млрд лет.

В общем химический анализ показал, что звезды Икара, как правило, являются альфа-обогащенными со средним соотношением альфа-элементов к железу (только звезды ветви красного гиганта) около 0,27. Более того, оказалось, что звезды Икара имеют низкое соотношение никеля к железу, если сравнивать их со звездами Млечного Пути.

Происхождение звездного потока Икар

В общем, исследователи пришли к выводу, что свойства Икара типичны для аккреционных систем малой массы и что полученные результаты дополнительно подтверждают сценарий остатков разрушенной галактики для этого звездного потока. Но для подтверждения этого требуются более детальные исследования.

«Однако сейчас мы не можем исключить возможность происхождения первоначального диска. Точный звездный возраст, улучшенная астрометрия (из следующих выпусков Gaia), расширенные спектры (например, из обзоров APOGEE, GALAH, WEAVE, 4MOST), а также специальные спектроскопические наблюдения, когда это будет необходимо, подтвердят новых членов, укрепляя таким образом ex situ происхождение Икара как первой прогрессирующей галактики-спутника в диске Млечного Пути», — пишут ученые.

Звезды рождаются в быстро сжимающихся облаках