На астероиде Рюгу найден важный компонент для зарождения жизни

Ученые продолжают активно исследовать образцы из астероида Рюгу, возвращенные на Землю японским космическим аппаратом «Хаябуса-2». Последние исследования выявили в пробах важный кирпичик жизни — урацил. Об этом сообщила команда японских астрохимиков 21 марта в издании Nature Communications. Урацил — это пиримидиновое азотистое основание, являющееся компонентом рибонуклеиновой кислоты (РНК).

Астероид Рюгу
Астероид Рюгу. Фото: JAXA

«Обнаружение урацила в веществе Рюгу очень важно для четкой демонстрации того, что он действительно присутствует во внеземной среде», — объясняет астрохимик Ясухиро Оба из университета Хоккайдо в Саппоро, Япония.

Огромное открытие из 10 мг образцов

Команда Ясухиро получила около 10 мг образцов Рюгу для анализа. В результате исследователи не были уверены, что смогут вообще обнаружить какие-либо «строительные блоки». Хотя раньше они сумели найти урацил в других метеоритах.

Hayabusa2
Японский космический аппарат «Хаябуса-2» собрал эти образцы астероида Рюгу во время двух отдельных сближений. Образец слева содержит 38,4 мг материала, справа 37,5 мг. Анализ примерно 10 мг образцов, предоставленных команде, выявил наличие урацила — одного из «строительных блоков» жизни. Фото: JAXA

Ранее урацил был обнаружен в образцах метеоритов, включая редкий класс под названием CI-хондриты, содержащий большое количество органических соединений. Но эти метеориты упали на Землю и были загрязнены окружающей средой, поэтому не могли стать надежным источником для поиска «кирпичиков жизни».

Почему урацил так важен?

Образцы Рюгу были собраны в космосе, поэтому они являются чистейшими фрагментами Солнечной системы, доступными сегодня ученым. Это значит, что команда может исключить влияние земной биологии. Специалисты использовали горячую воду для выделения из образцов органического материала, а затем — специальную кислоту для разрыва химических связей и отделения урацила, а также других более мелких молекул.

Hayabusa2
Поверхность астероида Рюгу, сфотографированная зондом «Хаябуса-2»

Урацил является одним из строительных блоков, образующих структуру РНК, необходимую для создания белка во всех живых клетках. Одна из теорий происхождения жизни предполагает, что РНК предшествовала ДНК и белкам, и что древние организмы полагались на нее при химических реакциях, связанных с жизнью.

Напомним, что ранее ученые показали, как РНК могла образоваться на Марсе и на Земле.