Мы можем найти инопланетян, если представим себя в будущем

Если где-то в космосе существует другая цивилизация, то она почти наверняка намного старше нашей и уже успела реализовать все, о чем мы только мечтаем. Поэтому, чтобы отыскать ее, надо прежде всего понять собственное возможное будущее.

Ища инопланетян, мы ищем собственное будущее
Пытаясь найти инопланетян, мы ищем собственное будущее. Источник: SETI Institute

Какими мы будем

Одной из самых главных проблем при поиске внеземной жизни является вопрос, а что именно нам нужно найти. Ведь цивилизацию, похожую на современную земную, не так легко увидеть с расстояния, измеряемого тысячами световых лет. Однако цивилизации, намного старше нас, могут изменить мир вокруг себя настолько сильно, что мы это точно должны увидеть.

Конечно, в том случае, когда будем знать, что искать. Именно эту проблему рассмотрели в недавно опубликованной в журнале Technological Forecasting and Social Change статье специалисты из Института космической науки Blue Marble и Космического центра имени Годдарда NASA.

Исходной точкой для их исследований стало мнение выдающегося ученого Фримена Дайсона. Он известен прежде всего как автор концепции сферы вокруг звезды. Однако он также высказал и более общее мнение относительно того, что сейчас называется поиском техносигнатур.

Дайсон сказал, что любая наша мечта, если она не противоречит физике, рано или поздно будет воплощена в реальность. А для инопланетных цивилизаций, которые старше нашей на тысячи и миллионы лет, все это уже должно стать реальностью. Поэтому поиск инопланетных техносигнатур — это, в первую очередь, четкое представление о том, что можно ожидать от нашего собственного будущего.

Техносфера

Согласно вышеприведенной концепции, каждая цивилизация создает вокруг себя «техносферу» — измененную технологией область, где существуют вещи, которых нет в природе. Это может показаться странным, но цивилизация может вызвать их появление в очень малое по меркам Вселенной время.

К примеру, с 1800 по 2024 год численность человечества возросла с 1 до 8,1 млрд, то есть на 800%. Но эта цифра уже не так впечатляет, если посмотреть на потребление энергии. За то же время оно выросло с 5653 до 182 230 ТВт, то есть на 3200%. Это наводит на мысль, что будущий рост возможностей человечества будет экспоненциальным и скоро мы будем обладать силами, о которых до сих пор не мечтали.

Правда, для этого мы должны понять, что из наших мечтаний может осуществиться, а что — нет. Точное предсказание будущего невозможно. Но исследователи все же попытались понять, какие варианты масштабных проектов в принципе осуществимы и могут выдать нам инопланетную цивилизацию, которая старше нашей на тысячи лет.

Какое будущее возможно?

Первое, что сделали исследователи — определили огромное количество сценариев, которые вообще могут произойти в будущем, — 5800. Затем они отсеяли противоречащие законам физики. С оставшимися работала большая языковая модель, которая сократила их количество до 10.

Затем ученые смоделировали рост потребностей человечества для каждого из 10 сценариев и посмотрели, как в этих случаях должен выглядеть мир вокруг. Соответственно, они поняли, какие технологии могут оставлять следы, которые мы можем увидеть даже на космических расстояниях.

Самое интересное заключение — это то, что экспоненциальный рост энергетических возможностей цивилизации до бесконечности наблюдался только в одном сценарии из десяти. Во всех остальных это был либо выход на плато, либо угасание. Это означает, что фокус на поиске мегаструктур и других поразительных проявлений неограниченного могущества — ошибочный.

Большинство инопланетных цивилизаций должны быть более незаметными и «размазанными» в энергетическом плане между звездами и планетами. Кроме того, оказалось, что состояние атмосферы планеты — достаточно плохой признак развитой цивилизации, поскольку только уровень диоксида азота ее выдает.

Открытие взаимодействий нейтрино приблизило ученых к разгадке тайны темной материи