Мини-луна на два месяца: у нашей планеты появится временный спутник

В конце сентября Земля обзаведется временной мини-луной. Ей станет астероид 2024 PT5, который на два месяца будет захвачен гравитацией нашей планеты.

Что такое мини-луны

Время от времени наша планета может обзаводиться мини-лунами. Ими становятся околоземные объекты, которые движутся по подковообразным траекториям и приближаются к Земля с низкой относительной скоростью. В результате их геоцентрическая энергия на некоторое время становится отрицательной. Довольно часто такие объекты не успевают совершить ни одного оборота вокруг Земли, после чего покидают ее окрестности.

Временный спутник Земли в представлении художника. Источник: ISTOCK / GETTY IMAGES PLUS

Примером такой мини-луны является небольшой объект 2022 NX1. В 1981 и 2022 годах он дважды становился временным спутником нашей планеты. Некоторые астрономы предполагали, что 2022 NX1 может являться отработанной ракетной ступенью. Но наблюдения не подтвердили этой теории. Также можно упомянуть крошечный астероид 2006 RH120, чей диаметр составляет всего пару метров. В 2006–2007 годах он являлся временным спутником Земли и успел совершить четыре оборота вокруг нее, после чего перешел на гелиоцентрическую орбиту.

Новый временный спутник Земли

Как показывают расчеты астрономов, уже через несколько недель Земля обзаведется новым временным спутником. Им станет астероид 2024 PT5. Он был обнаружен 7 августа 2024 года автоматизированной системой ATLAS, предназначенной для обнаружения небольших околоземных объектов до того, как они столкнутся с нашей планетой.

По оценкам исследователей, диаметр 2024 PT5 составляет около 10 м. 29 сентября он будет захвачен гравитацией нашей планеты, после чего станет ее временным спутником на следующие два месяца. Астероид покинет окрестности нашей планеты 25 ноября, не успев совершить оборот вокруг нее.

Как обычно бывает в таких ситуациях, возникает вопрос о том, действительно ли 2024 PT5 представляет собой астероид, или это отработанная ступень. По мнению ученых, этот объект вряд ли является искусственным, поскольку его краткосрочная динамическая эволюция очень похожа на 2022 NX1, чье природное происхождение было подтверждено наблюдениями.

Также стоит сказать, что временные спутники не стоит путать с т. н. квазиспутниками. Квазиспутниками называют объекты, находящиеся в орбитальном резонансе 1:1 с планетой. Это позволяет им оставаться вблизи планеты на протяжении многих орбитальных периодов. Но при этом они не захватываются гравитацией планеты и остаются на орбите вокруг Солнца.

По материалам iopscience