Messier 62: скопление – «комета»

Как правило, шаровые звездные скопления имеют сферическую форму. Но из этого правила имеются исключения. Одним из них является открытое в 1771 г. скопление Messier 62 (M62). Его радиус составляет 49 световых лет, а масса оценивается примерно в миллион солнечных.

Шаровое скопление M62 глазами телескопа Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, S. Anderson et al.; CC BY 4.0

M62 расположено в созвездии Змееносца на расстоянии 22 тыс. световых лет от Солнца. Из-за близости к центру Млечного Пути скопление подвергается воздействию мощных приливных сил, влияющих на его форму. Это выражается в более плотной концентрации звезд в его юго-восточной части по сравнению с другими областями. Благодаря этому M62 чем-то напоминает комету, обладающую ярким ядром и длинным хвостом.

По оценкам астрономов, скопление сформировалось, когда возраст Вселенной составлял всего лишь 1,7 млрд лет. Около 79% светил в его составе относятся к первому звездному поколению, оставшиеся 21% — ко второму.

За время существования M62 множество его звезд завершили свой жизненный путь, превратившись в белые карлики, нейтронные звезды и даже черные дыры. Правда, еще до недавнего времени считалось, что все формирующиеся внутри шаровых скоплений черные дыры быстро выбрасываются в окружающее пространство под воздействием гравитации соседних светил. Однако в 2013 г. астрономы обнаружили внутри M62 мощный источник рентгеновского излучения, получивший обозначение M62-VLA1. Анализ данных показал, что оно испускается разогретым до температуры в несколько миллионов градусов газом, активно поглощаемым черной дырой звездной массы.

По материалам: https://www.esa.int