MASCOT не нашел пыли на поверхности астероида Рюгу

Космические технологии

В октябре 2018 г. автоматический аппарат «Хаябуса-2» сбросил на астероид Рюгу (162173 Ryugu) мобильный спускаемый модуль MASCOT. В общей сложности он проработал на поверхности малого тела около 17 часов — пока не исчерпал заряд аккумуляторов. Модуль получил серию изображений Рюгу, а также провел ряд научных измерений.

В недавнем выпуске журнала Science была опубликована статья, посвященная результатам высадки зонда MASCOT. Проанализировав сделанные им фотографии, ученые пришли к выводу, что на поверхности Рюгу практически нет пыли. Им не удалось обнаружить частиц размерами менее 0,1 мм.

Находка противоречит имеющимся представлениям о подобных телах. Ранее считалось, что в результате космического выветривания и ударов микрометеоритов за миллионы лет поверхность астероидов должна покрываться хорошо заметным слоем мелкодисперсного вещества (реголита). Однако в случае с Рюгу это не так.

Распределение частиц на поверхности астероида Рюгу. Источник: Jaumann et al., Science 2019

По мнению ученых, отсутствие пыли указывает на некий «очищающий» процесс. Возможно, она скрывается в многочисленных трещинах и полостях на поверхности Рюгу. По другой версии, пыль может уноситься в космос. Если тело обладает запасами водяного льда, его испарение, вызванное сближением с Солнцем, может приводить к периодическим выбросам веществам с поверхности, аналогичным тем, которые были замечены зондом OSIRIS-REx, исследующим астероид Бенну (101955 Bennu).

Возможно также, что все дело в неравномерном нагреве Рюгу солнечными лучами. Из-за него одни участки поверхности астероида сжимаются, а другие расширяются, что приводит к растрескиванию поверхностных пород. В результате часть пыли скрывается в разломах, а часть — выбрасывается в космос.

Изображения поверхности астероида Рюгу, полученное спускаемое модулем MASCOT. Источник: Jaumann et al., Science 2019

Исследователи поделились и некоторыми другими находками MASCOT. Так, оказалось, что вещество Рюгу напоминает углеродистые метеориты (хондриты). Валуны на его поверхности имеют размеры от нескольких десятков сантиметров до одного метра. Данные радиометра посадочного модуля подтвердили, что астероид является весьма пористым объектом. По мнению ученых, он представляет собой «кучу щебня», образовавшуюся в результате столкновения двух тел. Их обломки собрались вместе, сформировав новый астероид.

По материалам: https://www.sciencenews.org