Марс влияет на циркуляцию воды в океанах Земли

Ученые высказали предположение, что резонансное взаимодействие гравитационных полей Марса и Земли может вызвать появление на дне океанов нашей планеты гигантских вихрей. Они могут влиять на климат и оказаться важными в условиях глобального потепления.

Марс може викликати гігантські вихори на дні океану
Марс может вызвать гигантские вихри на дне океана. Источник: www.worldatlas.com

Марс влияет на океаны Земли

Максимальное расстояние, на которое Марс сближается с нашей планетой, составляет 140 млн км. Поэтому обычно все панические истории, которые разгоняются во время противостояний с ним, что он как-то повлияет на жизнь на Земле, — бессмысленны. Но в новой работе ученых из Сиднейского университета, опубликованной в Nature Communications, речь идет о том, что это не всегда так.

Конкретно говорится о гравитационном резонансе — явлении, при котором силы притяжения двух планет при определенных удачных обстоятельствах могут накладываться друг на друга так, что оказывают большое влияние на то, что на них происходит.

В частности, это влияет на процессы в земных океанах. На их дне образуются гигантские вихри, которые способствуют перемешиванию воды. Взаимодействие Земли и Марса имеет периодичность в 2,4 млн лет и, как считают авторы исследования, это может существенно менять климат на нашей планете.

Связь с глобальным потеплением

Гигантские водовороты на дне Мирового океана увидеть невозможно. Однако их действие видно по расположению отложений на дне. Ученым очень помогают в этом спутниковые снимки, но они доступны только несколько последних десятилетий, а процессы эти значительно глобальнее. Поэтому исследователи задействовали также данные из кернов, отобранных со дна.

Все это очень важно, учитывая возможные последствия глобального потепления. Критическая система течений Атлантического океана демонстрирует ранние признаки коллапса, что вызывает беспокойство ученых. Авторы предполагают, что, возможно, эти вихри могут даже помочь смягчить некоторые последствия потенциального разрушения Атлантической меридиональной перекидной циркуляции (AMOC), важной системы течений, которая работает как огромный конвейер, транспортирующий теплую воду из тропиков в далекую Северную Атлантику.

Есть опасения, что остановка AMOC будет означать, что богатые кислородом поверхностные воды больше не будут смешиваться с более глубокими водами, что приведет к застойному океану, в основном лишенному жизни. И именно вихри, вызванные взаимодействием с Марсом, способны в критической ситуации решить эту проблему, поэтому последствия могут быть не такими ужасными.

В конце концов, в прошлом нашей планеты уже были периоды, когда Мировой океан нагревался значительно сильнее, чем сейчас. Но глобальным кризисом это не обернулось. Возможно, что сейчас ученые только подходят к решению этой проблемы.

По материалам edition.cnn.com