Mars Express сфотографировал Фобос на фоне Сатурна

У красной планеты есть два естественных спутника — Фобос и Деймос. Их происхождение давно является предметом научной дискуссии. По своим характеристикам и внешнему виду Фобос и Деймос напоминают астероиды. Однако их орбиты лежат в экваториальной плоскости Марса. Это говорит о том, что они сформировались на орбите вокруг планеты, а не являются захваченными объектами.

Из всех находящихся на марсианской орбите аппаратов, европейский Mars Express обладает, вероятно, наилучшими возможностями для изучения его спутников. Время от времени он совершает близкие пролеты Фобоса, проходя от него на расстоянии менее 100 км.

Поверхность Фобоса. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Представленная анимация была составлена из снимков, сделанных во время одного из подобных пролетов, состоявшегося 26 ноября 2016 г. В момент съемки Mars Express двигался со скоростью 3 км/c по отношению к Фобосу. У аппарата было всего несколько секунд, чтобы сделать необходимые кадры. Что интересно, Mars Express сфотографировал не только Фобос, но и случайно попавший в кадр Сатурн. На снимках с увеличением даже можно рассмотреть кольца гиганта. Во время съемки, Сатурн находился на расстоянии 1 млрд км от Марса.

Темное образование в верхней части Фобоса — 9-километровый кратер Стикни. Это одна из крупнейших ударных формаций в Солнечной системе, если считать по соотношению ее диаметра к диаметру небесного тела. Предполагается, что кратер Стикни можно увидеть с поверхности Марса невооруженным взглядом.

Фобос. Источник: ESA/DLR/FU Berlin

Также команда миссии опубликовала изображение, на котором можно увидеть Деймос на фоне Сатурна. Оно было сделано 15 января этого года.

Деймос и Сатурн. Источник: ESA/DLR/FU Berlin