Максимум солнечной активности может начаться годом ранее

Группа ученых опубликовала свое предсказание развития нынешнего, 25-го, цикла солнечной активности. Они свидетельствуют, что своего пика он достигнет в конце 2024 года, годом ранее, чем считалось до сих пор. Но самые мощные вспышки нужно ждать уже после него.

Максимум солнечной активности
Максимум солнечной активности. Источник: NASA/SDO

Бурный 25-й цикл

Группа под руководством американских ученых Роберта Лимана и Скотта Макинтоша опубликовала новый прогноз солнечной активности на текущий цикл. В соответствии с ним, максимум следует ожидать в конце 2024-го, а не годом позже, чем считалось до сих пор.

Солнечные циклы представляют собой длительные колебания активности нашего светила, длящиеся в среднем 11 лет. За это время Солнце проходит минимумы, когда пятен и вспышек на нем практически нет, и максимумы, когда их на поверхности звезды больше всего.

Циклы отсчитывают с начала наблюдений в 1755 году, поэтому нынешний — 25-й. Несколько предыдущих отмечались постепенным снижением активности, так что 24-й был уникально тихим. И сначала ученые ожидали, что 25-й будет еще более спокойным с пиковым значением в 115 пятен в год.

Однако с начала 2022 года он начал показывать свой нрав. Вспышки становились все сильнее, а пятна — все больше. В феврале 2022-го очередная магнитная буря даже сбросила с орбиты несколько спутников Starlink. Ученые начали искать ответ, где они ошиблись в своих прогнозах.

Новая модель солнечных циклов

И ответ на нее нашли именно Лиман и Макинтош. Некоторое время назад они опубликовали новый прогноз того, как будут развиваться дальнейшие события, и он оказался намного точнее официального от NASA.

В новом исследовании они предположили, что 25-й цикл достигнет пика значительно раньше, чем предполагалось — в конце 2024 года, но сам он будет немного спокойнее их собственных предварительных прогнозов с максимальным количеством пятен в 185 в год. Это средний результат, если сравнивать его со всей историей наблюдений.

Ученым удалось разгадать эту загадку благодаря тому, что они использовали новый метод анализа солнечной активности. Они обратили внимание на то, что сила каждого последующего цикла в истории определялась тем, когда магнитное поле нашего светила полностью затухало после предыдущего. И происходило это не в момент минимума, как до сих пор считалось, а на год-два позже.

Например, переход от 24 до 25 цикла произошел не в середине 2020 года, а только в декабре 2021-го. Это событие Лиман и Макинтош предложили называть солнечным терминатором. Именно введение его, а не минимума, в исходные данные моделирования позволило получить точный прогноз.

Терминатор является частью того, что ученые называют циклом Хейла, 22-летним периодом магнитной активности, охватывающим два 11-летних солнечных цикла. Во время него магнитные волны противоположной полярности двигаются от полюсов Солнца к экватору, где они встречаются и гасят друг друга. Когда эти линии магнитного поля проходят примерно половину своего пути, магнитное поле Солнца изменяется, что соответствует примерному времени солнечного максимума.

Максимум — не завершение проблем

Цикл Хейла завершается, когда магнитное поле возвращается в исходное состояние после двух солнечных циклов. Терминатор, угасание магнитных волн на экваторе, можно отследить в исторических записях об образовании солнечных пятен как полное исчезновение солнечных пятен в экваториальной области звезды.

Такое изменение магнитного поля Солнца произойдет в середине 2024 года, а еще через несколько месяцев наступит максимум активности. То есть магнитные бури на Земле будут становиться все более частыми и интенсивными к этому времени.

Но и после этого расслабляться не стоит. По прогнозам ученых, самых мощных бурь следует ожидать не тогда, когда мы будем приближаться к пику активности, а тогда, когда начнем от него удаляться. То есть, напряженными будут все следующие пять лет.