Магнитное поле: какие планеты на самом деле пригодны для жизни

Ученые обратили внимание на то, что жизнепригодность чужого мира может определяться вовсе не его расстоянием до звезды, а следовательно, и степенью освещенности. Вместо этого они предположили, что определяющими являются характеристики магнитного поля светила и его взаимодействие с планетой.

Пригодность планеты к жизни может определять магнитное поле
Пригодность планеты к жизни может определять магнитное поле. Источник: www.sciencefocus.com

Где находится «зона жизни» звезды

Дэвид Александер и Энтони Аткисон, двое исследователей из Университета Райса, предложили пересмотреть определение «зоны жизни», пребывание в которой землеподобной планеты делает ее потенциально пригодной для существования организмов, похожих на земные. Об этом говорится в статье, опубликованной ими в The Astrophysical Journal.

Землеподобными называют планеты, которые по своей массе и радиусу напоминают Землю. Современные теории говорят о том, что их химический состав при этом так или иначе будет похож на привычный нам. Однако для того, чтобы они действительно стали пригодными для жизни, они также должны получать от своей звезды соответствующее количество энергии.

Это возможно только в определенном промежутке расстояний, которые измеряются для каждой звезды отдельно, поскольку определяются ее светимостью. Это и называется «зоной жизни». Однако в новом исследовании вместо этого указывают на необходимость изучать характеристики магнитного поля звезды, такие как число Росби.

Магнитное поле и жизнепригодность планеты

Число Росби — это соотношение периода вращения звезды ко времени вращения ее конвективной зоны. Оно позволяет определить радиус Алфвина — расстояние, на котором магнитосфера планеты надежно изолирована от событий на ее звезде.

Если это условие не выполняется, то светило рано или поздно уничтожит магнитное поле планеты. А последнее очень важно для защиты потенциально жизнепригодного мира от высокоэнергетических частиц, которые порождает звезда, особенно тех, что вылетают из нее во время вспышек. Они не только опасны для органической жизни, но и могут «сдуть» всю атмосферу и гидросферу.

Поэтому именно радиусом Алфвина, по мнению авторов исследования, должна определяться потенциальная жизнеспособность планеты. Потому что все, что находится внутри него, не может быть совсем похожим на Землю.

Исследователи проанализировали то, как магнитное поле звезды влияет на 1546 известных планет. Оказалось, что с точки зрения существования эффективного магнитного поля только две из них — K2-3 d и Kepler-186 f — являются действительно жизнепригодными. Это очень сильно сужает возможность для существования жизни за пределами Солнечной системы.

Однако на самом деле все не так плохо. Авторы сами говорят, что в их исследовании использована максимально упрощенная модель взаимодействия. Да и большинство известных человечеству землеподобных экзопланет приближены к своему светилу вплотную и это очень искажает статистику. Однако магнитное поле действительно важно для определения пригодности чужого мира для жизни.

Астронавты носят Prada: компания Axiom Space показала новый лунный скафандр