Кислорода в галактике Markarian 231 в 100 раз больше, чем во Млечном Пути

Астрономы впервые зафиксировали молекулярный кислород (O₂) за пределами нашей галактики — в Markarian 231, расположенной на расстоянии 581 млн световых лет от Земли. Это открытие, описанное в The Astrophysical Journal, имеет важное значение для понимания роли кислорода в эволюции планет, звезд, галактик и жизни в целом.

Markarian 231
Галактика Markarian 231. Авторство: Hubble

Кислород — один из самых распространенных элементов во Вселенной, который является ключевым в формировании звезд, а также играет важнейшую роль в поддержании жизни на Земле. Однако обнаружить молекулярный кислород в космосе крайне сложно. Ранее его фиксировали только во Млечном Пути — в облаке Ро Змееносца и туманности Ориона.

Как сделали открытие?

Команда под руководством Цзюньчжи Вана из Шанхайской астрономической обсерватории использовала наземные радиотелескопы — 30-метровый телескоп IRAM (Испания) и интерферометр NOEMA (Франция). Несмотря на то, что земная атмосфера блокирует определенные радиоволны, свет из галактики Markarian 231 был смещен из-за эффекта красного смещения, что помогло идентифицировать выбросы O₂.

Особенность галактики Markarian 231

Эта галактика содержит активное ядро с квазаром — сверхмощным источником энергии. Мощные потоки газа от квазара способствовали выносу кислорода во внешние области галактики. По оценкам, концентрация молекулярного кислорода в Markarian 231 примерно в 100 раз больше, чем во Млечном Пути.

Значение открытия

Хотя кислород в этой галактике не смешан с другими газами, которые делают земную атмосферу пригодной для дыхания, его обнаружение открывает новые возможности для исследования влияния квазаров на межгалактический газ. Кроме этого, оно помогает изучать молекулярные потоки в активных галактических ядрах (AGN).

Ученые надеются, что новые радиотелескопы, в частности ngVLA (Next Generation Very Large Array), будут способствовать дальнейшим открытиям молекулярного кислорода за пределами нашей галактики. Будущие исследования могут дать более глубокое понимание условий, необходимых для зарождения жизни во Вселенной.

Ранее мы рассказывали о загадочном объекте, который сияет в 570 млрд раз сильнее Солнца.

По материалам physics-astronomy.com

Skyrora готовится к новому запуску на территории Великобритании весной 2025 года
Hubble сфотографировал напоминающую комету галактику
Аксионы могут образовывать облака вокруг нейтронных звезд
Как тараканы выжили после смертельного для динозавров метеорита?
Взрыв в космосе: построенный компанией Boeing cпутник разрушился на геостационарной орбите