Красная луна: миссия Juno сфотографировала Амальтею

7 марта 2024 года аппарат Juno в 59-й раз сблизился с Юпитером, сделав ряд снимков гигантской планеты. На них хорошо видны разноцветные газовые пояса и гигантские бури, включая знаменитое Большое красное пятно. При ближайшем рассмотрении на их фоне можно увидеть кое-что любопытное: небольшое темную точку. Это Амальтея.

Снимки Юпитера, сделанные аппаратом Juno 24 марта 2024 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS. Image processing by Gerald Eichstädt

Амальтея является пятым по величине спутником Юпитера. Она имеет неправильную форму. Ее размеры составляют 250 × 146 × 128 км, причем длинная ось всегда направлена на Юпитер, а короткая — перпендикулярно плоскости орбиты.

Стрелочка указывает местоположение Амальтеи. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/MSSS. Image processing by Gerald Eichstädt

Спутник сильно кратерирован, при этом  размеры некоторых кратеров сравнимы с размерами самой Амальтеи. Он обращается вокруг Юпитера внутри орбиты Ио, самой внутренней из четырех крупнейших лун планеты, на один оборот у нее уходит 0,498 земных суток.

Одной из отличительных особенностей Амальтеи является то, что это один из самых красных объектов в Солнечной системе. По степени насыщенности она опережает даже Марс. Происхождение такого цвета Амальтеи остается неясным. По одной из версий на ней может оседать выбрасываемая вулканами Ио сера. По другой, она приобрела свой цвет в результате взаимодействия с заряженными частицами из магнитосферы Юпитера.

Еще один интересный факт заключается в том, что Амальтея излучает больше тепла, чем получает от Солнца. Это может быть связано с тем, что при движении по орбите в мощном магнитном поле Юпитера в ее ядре индуцируются электрические токи. Кроме того, тепло может выделяться из-за приливных взаимодействий с Юпитером.

Благодаря приливному влиянию Юпитера, центробежной силе, а также низкой плотности и сильной вытянутости Амальтеи, скорость убегания на некоторых её участках не превышает метра в секунду. В результате пыль, выбиваемая ударами микрометеоритов, легко покидает поверхность спутника и образует одно из колец Юпитера — т. н. паутинное кольцо Амальтеи.