Космическая рулетка: переживет ли комета C/2024 S1 (ATLAS) встречу с Солнцем

Центр малых планет опубликовал электронный циркуляр, в котором содержатся орбитальные элементы недавно открытой околосолнечной кометы. Также, хвостатая гостья получила официальное обозначение — C/2024 S1 (ATLAS).

Комета C/2024 S1 (ATLAS). Снимок сделан 28 сентября 2024 года. Источник: wikpedia

C/2024 S1 (ATLAS) была обнаружена 27 сентября телескопами автоматизированной системы ATLAS. Находка сразу привлекла к себе внимание астрономов. Дело в том, что орбитальные характеристики C/2024 S1 (ATLAS) напоминали параметры комет из семейства Крейца. Так называют группу околосолнечных комет, которые движутся по схожим орбитам. Считается, что все они являются фрагментами одной очень большой кометы, которая, вероятно, разрушилась в 1106 году н. э.

Подавляющее большинство комет семейства Крейца имеют совсем небольшие размеры и полностью сгорают во время встречи с Солнцем. Обычно их находят за день – два до прохождения перигелия на снимках обсерватории SOHO. То, что C/2024 S1 (ATLAS) была найдена за целый месяц до перигелия, говорит о том, что это исключительный объект. В последний раз подобное происходило в 2011 году с кометой C/2011 W3 (Лавджоя).

Выживет ли комета C/2024 S1 (ATLAS)?

Расчеты астрономов говоря, что C/2024 S1 (ATLAS) пройдет перигелий своей орбиты 28 октября. Комета пролетит на расстоянии полумиллиона километров от Солнца. В разных источниках сейчас можно найти разные оценки ее потенциальной яркости. В теории, блеск C/2024 S1 (ATLAS) может даже превзойти блеск Венеры. В этом случае в момент прохождения перигелия она даже может быть видна на дневном небе.

Орбита кометы C/2024 S1 (ATLAS)

Однако пока что все это сугубо умозрительные размышления. Кометы семейства Крейца довольно хрупки и их поведение крайне сложно спрогнозировать. C/2024 S1 (ATLAS) может разрушиться еще до прохождения перигелия или сразу после него, как это произошло с той же кометой Лавджоя. Все зависит от размеров и прочности ее ядра.

Что касается видимости, то в наилучшем положении здесь находятся жители южного полушария. C/2024 S1 (ATLAS) будет видна на небе до прохождения перигелия. В момент прохождения перигелия комета наберет максимальную яркость (если не разрушится), и в этот момент может быть доступной для наблюдений и в северном полушарии сразу перед восходом Солнца низко над горизонтом. Если комета выживет, то в дальнейшем ее можно будет увидеть на утреннем небе. Впрочем, не стоит забывать, что кометы семейства Крейца теряют яркость так же быстро, как и набирают ее.

В любом случае даже если комета разрушится, это событие будет зафиксировано различными солнечными обсерваториями, которые покажут этот процесс во всех подробностях.

Космические приключения независимой Украины: 7 лучших писателей-фантастов