Космос медленно убивает иммунитет астронавтов: найдена причина

Науке известно, что космос пагубно влияет на организм человека. Астронавты, находясь на Международной космической станции (МКС), часто сталкиваются с проблемами кожи и вирусными заболеваниями. Теперь ученые поняли причину этого явления. Новое исследование показывает, что космические путешествия фактически меняют работу генов в белых кровяных клетках, мешая им выполнять свои привычные функции распознавания и борьбы с инфекциями.

Астронавтам после возвращения на Землю с МКС угрожают инфекции
Астронавтам после возвращения на Землю с МКС угрожают инфекции. Фото: Unsplash

Исследование, опубликованное в журнале Frontiers In Immunology, объясняет, что быстрое снижение силы иммунной системы в космосе, вероятно, связано с явлением, известным как жидкостное смещение.

Жидкостный сдвиг заключается в перемещении плазмы крови, которая транспортирует белые кровяные клетки, из нижней части тела в верхнюю под воздействием микрогравитации — состояния низкой гравитации, при котором астронавты кажутся невесомыми. Это приводит к уменьшению объема как плазмы, так и важных белых кровяных клеток.

Но это еще не все плохие новости. Проблемы начинаются после возвращения на Землю. Через год после завершения шестимесячного пребывания на МКС количество белых кровяных клеток у космонавтов возвращается к нормальному уровню. Поэтому в первый месяц после возвращения на Землю астронавты становятся очень уязвимыми к инфекциям.

Уязвимый период восстановления

Продолжительность индивидуального восстановления, вероятно, зависит от личных факторов, но этот вопрос требует дополнительных исследований. Исследовательская группа из Университета Оттавы (Канада) изучала гены белых кровяных клеток 14 астронавтов, которые провели от 4,5 до 6,5 месяцев на МКС. Во время, перед и после полета астронавты сдавали 4 мл крови, всего у каждого было собрано 10 проб.

Исследование показало, что экспрессия 247 генов в лейкоцитах была примерно на треть ниже нормы во время пребывания в космосе. Это происходило в течение первых нескольких дней пребывания в космосе, но затем оставалось на стабильном уровне. Гены обычно возвращались к нормальному поведению в течение месяца после возвращения астронавтов на Землю.

МКС
Международная космическая станция (МКС) на орбите Земли на высоте 400 км над поверхностью. Фото: NASA

«Слабый иммунитет увеличивает риск инфекционных заболеваний, ограничивая способность астронавтов выполнять сложные миссии в космосе. Если инфекция или иммунологические проблемы разовьются в тяжелое заболевание, требующее медицинской помощи, астронавты, находясь в космосе, могут иметь ограниченный доступ к медицинской помощи, лекарственным препаратам или экстренной эвакуации», — заявил доктор Гай Трудель, профессор клеточной и молекулярной медицины в Университете Оттавы и один из авторов статьи.

Следующим шагом для ученых станет разработка способов предотвращения угнетения иммунной системы во время длительных космических полетов. По словам Майлза Гарриса, доцента Университетского колледжа Лондона (UCL), исследование также внесет весомый вклад в развитие персонализированной медицины на Земле.

Ранее мы сообщали о том, как космические полеты вызывают необратимые изменения в мозге человека