Космический телескоп TESS открыл мининептун

Ученые, работающие с космическим телескопом TESS, открыли мининептун. Он вращается вокруг звезды TOI-4438, красного карлика, который расположен в 98 световых годах от нас. Радиус планеты в 2,5 раза превышает земной.

Міні-нептун, відкритий телескопом TESS
Мининептун, открытый телескопом TESS. Источник: newatlas.com

Открытие новых экзопланет с помощью телескопа TESS

Международная команда астрономов сообщает об открытии новой экзопланеты. Она представляет собой мининептун, вращающийся вокруг относительно небольшой звезды. Новонайденный инопланетный мир, обозначенный как TOI-4438 b, примерно в 2,5 раза больше Земли.

Спутник NASA Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) обнаружил более 7000 экзопланет-кандидатов (TESS Objects of Interest, или TOI), из которых 417 на сегодня являются подтвержденными. С момента запуска в апреле 2018 года спутник проводит исследования около 200 000 самых ярких звезд в окрестностях Солнца с целью поиска транзитных экзопланет — каменистых тел или газовых гигантов, которые время от времени проходят между своим светилом и нами.

Так называемые мининептуны — это экзопланеты с радиусом от 1,8 до 4 радиусов Земли. Они распространены вокруг карликовых звезд М-типа и, как предполагают ученые, имеют атмосферу с преобладанием водорода.

Теперь группа астрономов во главе с Элизой Гоффо из Туринского университета в Италии обнаружила новый мир этого типа. Транзитный сигнал был идентифицирован в кривой блеска TOI-4438 (или G 182-34) — карлика спектрального типа M3.5 V, расположенного на расстоянии около 98 световых лет от нас. Планетарная природа этого сигнала была подтверждена дальнейшими спектроскопическими и фотометрическими наблюдениями.

Параметры открытой планеты

TOI-4438 b имеет радиус 2,52 радиуса Земли, тогда как ее масса составляет примерно 5,4 земных, что дает плотность на уровне 1,85 г/см3. Планета вращается вокруг своей материнской звезды каждые 7,44 суток на расстоянии около 0,05 а. е. от нее. Равновесная температура TOI-4438 b оценивается в 435 K.

На основе собранных данных астрономы делают вывод, что TOI-4438 b — богатый летучими веществами мининептун с относительно высокой минимальной массовой долей воды — 46%. Они добавляют, что планета, вероятнее всего, имеет водородно-гелиевую атмосферу, смешанную с такими молекулами, как вода, углекислый газ и метан.

Учитывая, что TOI-4438 b имеет высокую метрику спектроскопии пропускания, она является одной из наиболее подходящих целей для определения характеристик атмосферы с помощью космического телескопа James Webb.

Что касается материнской звезды TOI-4438, то она примерно втрое меньше Солнца по размеру и массе. Возраст звезды оценивается в 5,1 млрд лет, ее эффективная температура составляет около 3422 K, а металличность — примерно -0,19 dex.