Космический телескоп Hubble раскрыл тайну взрыва 40-летней давности

Космический телескоп Hubble и летающая обсерватория SOFIA позволил ученым как следует присмотреться к звезде HM Стрельца. 40 лет назад она ярко вспыхнула, и с тех пор ее блеск медленно снижается. Ученые установили, что она представляет собой очень странную двойную систему.

Зоря HM Стрільця
Звезда HM Стрельца. Источник: phys.org

Странная вспышка 40 лет назад

В апреле 1975 года невыразительная до того звезда HM Стрельца неожиданно вспыхнула. В течение короткого времени она увеличила свою светимость в 250 раз и не погасла не только в течение нескольких месяцев, но и нескольких десятилетий. Недавно ученые из NASA опубликовали работу, в которой выяснили подробности того, что собой представляет этот аномальный объект.

Главное, чем HM Стрельца так поражает ученых — сохранение повышенного блеска на протяжении вот уже 40 лет. Причем в последнее время он таки немного уменьшился, но общая температура объекта наоборот выросла.

В общем ученые знают уже достаточно давно, что собой представляет HM Стрельца. Это необычный случай так называемой симбиотической системы. Она состоит из звезды-гиганта и белого карлика. С первой на второй происходит перетекание вещества. Образуется яркий аккреционный диск. Газ в нем постепенно опускается к поверхности крошечной звезды, где нагревается, и происходит термоядерный взрыв.

Все это характерно для очень многих звезд, которые мы называем новыми. Однако они сохраняют повышенную яркость лишь в течение нескольких месяцев. А что происходит в HM Стрельца, ученые выясняют до сих пор.

Что показал телескоп Hubble

Исходной точкой для новой работы стали данные ультрафиолетового исследования HM Стрельца, выполненные космическим телескопом Hubble в 2021 году. Они показали, что с 1989 года в спектре белого карлика появилась яркая магниевая линия, а сам он разогрелся с 400 тыс. до 450 тыс. градусов по Цельсию.

Телескоп и спектрограф на борту летающей обсерватории SOFIA дополнили эти данные сведениями о химическом составе вещества, движущегося от красного гиганта к белому карлику. В его состав входит немало воды и пыли. Образовался своеобразный мост длиной 3 млрд км, в котором вещество движется со скоростью 45 км/с.

При этом исследования показывают, что сама звезда-гигант вернулась к нормальной светимости уже через два года после того, как в 1975-м произошла главная вспышка. Она даже немного потускнела. Почему, ученые не знают. Однако они теперь уверены, что разгадка тайны находится где-то на белом карлике и что именно его вместе с «мостом» и аккреционным диском надо изучать в первую очередь.

11 сентября в Арктике наблюдалось минимальное количество льда