Комета Ольберса пройдет по звездному скоплению в созвездии Волосы Вероники

В ближайшие дни комета 13P/Olbers будет двигаться через рассеянное скопление в созвездии Волосы Вероники. Поскольку ее блеск все еще будет выше 9 звездной величины, наблюдать ее смогут даже хозяева небольших телескопов.

Комета Ольберса вошла в созвездие Волосы Вероники
Комета Ольберса вошла в созвездие Волосы Вероники. Источник: phys.org

Комета Ольберса в Волосах Вероники

Комета Ольберса (13P/Olbers) этим летом уже успела в июле пройти свой перигелий, то есть ближайшую точку от Солнца. В июле она приблизилась на минимальное расстояние от Земли и сейчас медленно удаляется от центра Солнечной системы, чтобы через 70 лет вернуться к нам снова.

Однако прежде чем это произойдет, любители астрономии смогут насладиться еще по крайней мере несколькими важными событиями с ее участием. Сейчас 13P/Olbers движется по созвездию Волосы Вероники и в ближайшие дни сблизится с несколькими интересными астрономическими объектами: шаровидным скоплением M53, рассеянным звездным скоплением Мелотт 111 и звездой γ этого созвездия.

Конечно, на самом деле комета ни к звездам, ни к галактикам приближаться не будет. Они находятся значительно дальше от Земли, чем она. Однако для наблюдателей с Земли отличить комету Ольберса от гигантских скоплений светил будет трудно. И это делает ее наблюдение только интереснее.

Как наблюдать за кометой Ольберса

Для того, чтобы не запутаться во всех этих сближениях, надо хорошо разобраться в том, как и куда смотреть. Первое, что надо уяснить: самой кометы Ольберса невооруженным глазом не видно. Чтобы ее разглядеть, необходим хотя бы небольшой любительский телескоп. При этом, чтобы разглядеть отдельные галактики в скоплении, он должен быть достаточно мощным.

Затем надо дождаться вечера и найти над западным горизонтом само созвездие. Ориентироваться лучше всего по Волопасу и его самой яркой звезде Арктуру. А лучше воспользоваться программой-планетарием и посмотреть, где находится звезда γ Волосы Вероники. На самом деле это двойная система, находящаяся на расстоянии 169 св. лет от нас.

Рядом с ней можно найти еще немало значительно меньших звезд — это и есть скопление Мелотт 111. Оно является рассеянным, находится на расстоянии 288 св. лет от нас и имеет возраст около 450 млн лет. Его не надо путать со скоплением галактик Abell 1656, которое также называют скоплением Волосы Вероники. Если первое состоит из отдельных светил, то второе — из гигантских систем, каждая из которых подобна Млечному Пути.

Второй пояс Койпера? Солнечная система может быть гораздо больше, чем мы думали