Комета Ольберса приближается к Земле: как увидеть хвостатую гостью

20 июля комета Ольберса приблизится к Земле на минимальное расстояние. Рассказываем о том, где и как можно увидеть хвостатую гостью.

«Родственница» кометы Галлея

Комета 13P/Ольберса была открыта в 1815 году немецким астрономом Хайнрихом Ольберсом. Она является частью семейства Нептуна. К нему относят кометы, орбитальные периоды которых лежат в диапазоне между 50 и 200 лет. Наиболее известным его представителем является комета Галлея.

Комета Ольберса на земном небе. Источник: Petr Horalek

В прошлый раз комета 13P/Ольберса посещала внутреннюю часть Солнечной системы в 1956 году. Ее новое возвращение состоялось в 2024 года. 30 июня она прошла перигелий своей орбиты. В тот день хвостатая гостья находилась на расстоянии 1,18 а. е. (176 млн км) от Солнца.

Положения внутренних планет Солнечной системы, Юпитера и кометы Ольберса по состоянию на 30 июня 2024 года (орбита кометы показана красным цветом)

В настоящее время комета 13P/Ольберса приближается к Земле. Дистанция минимального сближения будет достигнута 20 июля. В этот день комета будет находиться на расстоянии 1,895 а.е. (284 млн км) от нашей планеты.

Как увидеть комету Ольберса

В день минимального сближения с Землей комета 13P/Ольберса будет находиться в созвездии Малого Льва. Ее можно будет увидеть низко над горизонтом в северо-западной части неба вскоре после захода Солнца. Ее видимая звездная величина составит от 6,5 до 7. Это значит, что ее будет невозможно разглядеть невооруженным глазом, но она будет доступной для наблюдений с использованием биноклей и телескопов.

Положение кометы Ольберса на ночном небе 20 июля 2024 года. Источник: Stellarium/ Eddie Irizarry

27 июля комета переместится в созвездие Большой Медведицы и условия ее наблюдения  значительно улучшатся, потому что комету можно будет увидеть на нормальном темном небе. Правда, она все еще будет находиться не очень высоко над горизонтом. В конце астрономических сумерек хвостатая гостья будет находиться в 11° над горизонтом, что на самом деле не так уже и много.

Положение кометы Ольберса на ночном небе 20 июля 2024 года (крупный план). Источник: Stellarium/ Eddie Irizarry

12 августа комета перейдет в созвездие Волос Вероники, все еще имея общий блеск выше 9-й величины, что позволит легко наблюдать ее в небольшие астрономические инструменты. 15–18 августа она будет видна на фоне звездного скопления «Журавлиный клин», вечером 25-го пройдет в 0,5° севернее галактики M64 «Черный глаз», а 30-го — меньше чем в градусе от шарового скопления M53.

Комета Ольберса над вершиной горы Герлаховски-Штит. Источник: Petr Horalek

По мере удаления от Солнца, условия видимости кометы будут ухудшаться. К октябрю ее блеск ослабеет до 11-й величины, поэтому ее будет практически невозможно найти на сумеречном небе в 8–9° над горизонтом даже в мощные телескопы.