Кольца Сатурна нагревают его атмосферу

Исследователи разгадали загадку, почему атмосфера Сатурна излучает избыток света в ультрафиолете. Ее разогревают частицы, падающие из внутренней части его колец.

Сатурн в ультрафиолете
Сатурн в ультрафиолете. Источник: ESA/Hubble

Загадка Сатурна

Исследователь из Института астрофизики в Париже Лотфи Бен-Джаффаль недавно опубликовал работу, где смог объяснить одну из загадок Сатурна, на которую ученые многие годы не обращали внимания. Дело в том, что верхние слои атмосферы этого газового гиганта излучают ощутимо больше ультрафиолета, чем его должно было быть, исходя из действующих моделей планеты.

Вообще излучение энергии газовыми гигантами является обычной вещью. Это происходит за счет их сжатия под собственным весом, разогревающим газ. Но избыток ультрафиолета объясняется каким-то другим механизмом. И Бен-Джаффаль установил, что причиной этого являются кольца Сатурна.

Частицы из внутренней части колец достаточно часто тормозятся и начинают падать в атмосферу планеты. В процессе этого они тормозятся трением о газ. Состав атмосферы несколько меняется, а сама она разогревается. И именно этот дополнительный разогрев ответственен за избыток излучения.

Как разгадали загадку?

Интересно, что большинство данных для такого вывода ученые имели уже достаточно давно. О том, что кольца Сатурна нестабильны и очень медленно падают в его атмосферу, известно уже много лет. Аппарат Cassini подтвердил это в 2017-м.

Само явление чрезмерного излучения ультрафиолета заметили еще аппараты Voyager в 1980-х годах. Но тогда его списали на шум. И только результаты исследований других миссий доказали, что оно существует.

Но сейчас ученые догадались сопоставить все эти факты и разобраться в том, как они между собой связаны. Ключевую роль сыграли спектроскопические исследования космического телескопа Hubble. Именно с их помощью установили, как меняется атмосфера планеты под влиянием частиц падающих на нее колец, и эта загадка Сатурна была разгадана.