Климат Марса драматически изменился 400 тыс. лет назад

Данные, полученные китайским ровером «Чжужун» и орбитальным аппаратом «Тяньвэнь-1», показывают, что на поверхности марсианских дюн несколько сотен тысяч лет назад образовывались под необычным углом продольные эоловые гряды. Это свидетельствует, что климат планеты в это время сильно менялся.

Продольные эоловые гряды на Марсе
Продольные эоловые гряды на Марсе. Источник: NASA/JPL-Caltech/University of Arizona

Свидетельства марсианских дюн

Ученые продолжают изучать песчаные дюны, которые расположены на равнине Утопии на Марсе. В этой местности в прошлом году работал китайский ровер «Чжужун», а с орбиты их снимал космический аппарат «Тяньвэнь-1».

Эти дюны имеют серповидную форму и до сих пор их происхождение было не до конца понятным. «Чжужун» обнаружил, что они преимущественно состоят из мягкого и светлого материала. Однако он погребен под темным и более прочным, который формирует продольные эоловые гряды. Эти небольшие удлиненные образования формируются под влиянием ветра, который дует в определенном направлении.

В общем «Тяньвэнь-1» исследовал 2262 дюны из светлого материала по всему Марсу. Исходя из количества кратеров от метеоритов, образовавшихся на них до того, как начали формироваться продольные эоловые гряды, ученые установили их возраст. Он оказался в диапазоне от 2,2 млн до 400 тыс. лет. Это означает, что примерно в это время климат на Марсе драматически изменился.

Как менялся климат Красной планеты

Обычно считается, что после достаточно длительного периода в самом начале существования Солнечной системы Марс из относительно теплой и влажной планеты превратился в то, что мы знаем сейчас. Амазонская эпоха, которая началась от 3,55 до 1,88 млрд лет назад, превратила его в пустыню.

Однако многочисленные исследования показывают, что и во время нее происходили изменения климата, которые делали Красную планету более похожей на нашу. Ведь на них обеих происходят периодические изменения угла наклона плоскости вращения к эклиптике. На Земле они достаточно небольшие, но все равно приводят к началу ледниковых периодов.

На Марсе этот угол меняется от 15 до 35 градусов. Однако, в отличие от Земли, это приводит не к похолоданиям, а к потеплениям на полюсах планеты. Недавние исследования показали, что именно несколько сотен тысяч лет назад по Марсу текли потоки воды, которые формировали овраги. Теперь ученые обратили внимание на тот факт, что водяной пар и пыль в этот период могли переноситься с севера и юга в умеренные широты.

Там они откладывались под поверхностью и там их можно найти практически всюду до 60 градуса широты, и ближе к экватору они встречаются, несмотря на то, что климат здесь не способствует их сохранению. И именно ветры, которые приносили влагу и пыль, могут быть ответственными за образование продольных эоловых гряд на поверхности Марса.

При этом интересно, что направление этих образований отличается от того, что имеют сами дюны, которые, очевидно, также были созданы вследствие движения марсианского воздуха. Это свидетельствует о том, что в течение местного ледникового периода преимущественное направление ветра на равнине Утопии менялось.