Карта неба от обсерватории «Спектр-РГ»

На представленном изображении показана карта неба в диапазоне 0,4-2 кэВ, составленная по данным телескопа eROSITA, установленного на борту аппарата «Спектр-РГ» . Во время сканирования оси телескопов обсерватории описывают большие круги на небесной сфере, проходящие через северный и южный полюса эклиптики (плоскости земной орбиты).

Результаты рентгеновского обзора неба, выполненного обсерваторией «Спектр-РГ» за первый месяц работы. Источник: ИКИ РАН

На карте четко видна темная полоса, связанная с поглощением мягкого рентгеновского излучения газом и пылью в главной плоскости Млечного Пути. Яркая диффузная область в правой части — знаменитая «Северная полярная шпора», представляющая собой участок с повышенной яркостью радиоизлучения в форме дуги. Еще одна яркая область — мощнейший регион звездообразования, известный под названием Лебедь Х. Вне этих областей рентгеновское излучение испускается многочисленными активными ядрами галактик и их скоплениями.

Разрешение карты не позволяет увидеть на ней отдельные источники, хотя к настоящему времени их уже зарегистрировано более 10 тысяч. Для иллюстрации возможностей телескопа на врезке показан небольшой участок неба (2×2°) с большей детализацией. Показатель Z характеризует смещение спектральных линий объектов в более длинноволновую часть спектра, вызванное расширением Вселенной. Скопление на врезке находится достаточно близко к Солнцу, а вот рентгеновским лучам от квазара потребовалось 11,3 млрд лет, чтобы добраться до нас.

Место, откуда заимствована врезка, показано на большом изображении как маленький квадрат в районе северного полюса эклиптики. Именно вблизи полюсов пересекаются индивидуальные сканы двух рентгеновских телескопов обсерватории. Темная полоса на карте связана с коррекцией орбиты космического аппарата, когда телескоп eROSITA был на некоторое время выключен.

«Спектр-РГ» продолжает сканирование, каждый день добавляя на эту карту полоску шириной 1°. К июню 2020 г. телескопы обсерватории полностью просканируют всю небесную сферу в рентгеновских лучах. Всего же за четыре года работы аппарата планируется сделать восемь таких обзоров.

По материалам: http://srg.iki.rssi.ru