Камера темной энергии разглядела Руку Бога

Потрясающая фотография, которую получила Камера темной энергии (DECam), демонстрирует светящиеся структуры туманности Гама (Gum 10), освещенной горячими массивными звездами, которыми усыпано это облако пыли и газа. Фото освещает структуру туманности необычной формы, похожую на руку, протянутую в космос. Эта структура, которую назвали Божьей Рукой, принадлежит к типу объектов, называемых кометными глобулами. Расположена она на расстоянии 1300 световых лет от нас в созвездии Кормы.

Рука Бога
Эта облачная зловещая структура является кометной глобулой по прозвищу Рука Бога. Фото: CTIO/NOIRLab/DOE/NSF/AURA

Туманность Гама привлекает внимание астрономов также своей необычной кометоподобной формой, которая еще называется кометной глобулой. Они, как правило, имеют компактную голову с длинным хвостом, как кометы, от которых получили свое название. Но в то время, как кометы состоят из камня и льда и имеют хвост благодаря сублимации льда, когда они приближаются к теплой звезде, кометные глобулы получают свой хвост благодаря другому процессу. Они также намного больше. В данном случае глобула Божьей Руки имеет огромную голову, которая достигает 1,5 световых лет в поперечнике, а ее хвост — длиной восемь световых лет.

ESO 257-19
Коллаж демонстрирует туманность Рука Бога, которая, как будто собирается поймать спиральную галактику ESO 257-19 (PGC 21338). Но на самом деле эта галактика расположена на расстоянии более 100 млн световых лет. Фото: CTIO/NOIRLab/DOE/NSF/AURA

Механизм, которым эти кометоподобные объекты набирают свою четкую форму, остается загадочным, но астрономы выдвинули две главные концепции относительно их происхождения. Согласно первой гипотезе, сначала они могли быть сферическими туманностями, такими, как хорошо известная Кольцевая туманность, которые затем были изменены взрывом сверхновой звезды поблизости. Возможно, это был первоначальный взрыв, который сформировал туманность Гама. Вторая идея заключается в том, что кометные глобулы формируются благодаря сочетанию звездных ветров и радиационного давления от соседних горячих массивных звезд.

Ученые все еще выясняют, какие процессы создают кометные глобулы. Но они заметили, что в этой туманности их очень много. Исследователи предполагают, что они могли образоваться сперва как сферические туманности. Затем они были разрушены сверхновой, которая создала Туманность Гама. Или они могли быть сформированы ветрами и излучением от соседних горячих звезд.

Ранее мы сообщали о том, как James Webb прислал впечатляюще детальную фотографию туманности Конская Голова.

По материалам noirlab.edu