Каким рисует космос украинское кино

14 сентября в Украине отметят день украинского кино. Несмотря на войну, оно продолжает существовать как непрерывная традиция, которая тянется уже на протяжении многих десятилетий. И в ней даже нашлось место для такой нетривиальной вещи, как космос.

Какое оно, украинское кино о космосе?

Космос в украинском кино

Каждую вторую субботу сентября отмечается День украинского кино. Наши картины являются одними из пионеров этого вида искусства, ведь первые кадры на территории Украины были сняты в 1893 году. С тех пор на протяжении многих десятилетий режиссеры снимали игровые и анимационные фильмы на самые разные темы и не обходили при этом космос.

Поэтому мы решили посмотреть пять знаковых украинских фильмов, в которых есть звезды, инопланетяне и путешествия к другим планетам. Из них хорошо видно, каким является прошлое, настоящее и даже будущее наших представлений о космосе.

«Как казаки инопланетян встречали»

Отправной точкой в рассказе об украинских космических фильмах, безусловно, должен быть «Как казаки инопланетян встречали», снятый на «Киевнаучфильме» еще в далеком 1987 году. Он является продолжением культовой анимационной серии о приключениях Грая, Ока и Тура, которые до того где только не успели побывать.

Как казаки инопланетян встречали
«Как казаки инопланетян встречали». Источник: www.ukrinform.ua

На этот раз завязкой их происшествия выступает летающая тарелка, потерпевшая аварию у места, где они варят кашу. Выглядит она как крышка от котла и большую часть мультфильма успешно под нее маскируется.

Но, несмотря на незначительный размер внутри, очевидно, там достаточно места, ведь из нее вылезают трое гуманоидов вполне себе человеческого размера, к тому же очень похожие на главных героев. Первый контакт проходит мирно, и оказывается, что в летающей тарелке закончилась смазка, а без нее варп-двигатель не работает.

Все отправляются на поиски редкого на Земле вещества. Все это выглядит максимально несерьезно, но при этом разумно и остроумно. Инопланетяне и космос в целом в мультике вполне дружественны и вызывают желание интересоваться: а что там наверху на самом деле.

«Вторжение»

В 2009 году двое братьев из Черкасс, Артем и Александр Хакало, представили свой фантастический фильм под названием «Вторжение». События в картине разворачиваются в их родном городе, которое неожиданно стало ареной событий космических масштабов.

Фильм «Вторжение»
Фильм «Вторжение». Источник: dzygamdb.com

Оказывается, еще в 1970 году люди установили контакт с инопланетной расой рутоинов. Те уже давно использовали ресурсы собственной планеты и теперь ищут новый дом. Правительства Земли тайно договорились с ними о ее продаже. За это им пообещали бессмертие, все остальные должны быть уничтожены.

И вот во все это вмешиваются двое украинских студентов, случайно оставшихся дежурить в лаборатории родного института. Сказать, что фильм любительский — значит не сказать ничего. Авторы сами признаются, что много от игры актеров не ожидали. Поэтому основной упор делали на спецэффектах, которые сами же и создавали. Кроме того, они, похоже, собрали все возможные штампы о вторжении инопланетян и приправили их парочкой откровенно конспирологических теорий. Космос у них получился страшным, враждебным и похожим на дешевый ужастик.

«Бобот и энергия Вселенной»

30 августа 2018 года на экраны Украины вышел фильм «Бобот и энергия Вселенной». События в нем разворачиваются вокруг 12-летнего украинского школьника Вадика, оказывающегося прямо в эпицентре межпланетных интриг. Вокруг него слоняются злые инопланетные мусоровозы, таинственная бьющаяся с ними девушка, трансформаторная будка, которая научилась двигаться, и безумный ученый с раскладушкой за спиной и таймером в руках, показывающим отсчет до конца света.

Бобот и энергия Вселенной
«Бобот и энергия Вселенной». Источник: realist.online

Речь, как всегда в таких случаях, идет о судьбе всего человечества, которое решили уничтожить злые инопланетяне, а добрые инопланетяне пытаются им всячески помешать. В центре внимания — контроль за энергией и различные негативные последствия ее производства. В комплекте идет эпическая битва трансформаторных будок против мусоровозов.

Все это звучит совершенно безумно, однако на практике выглядит именно так, как и должно выглядеть — современным фантастическим фильмом для подростков. Что-то подобное регулярно снимают в Голливуде, люди плюются, но все равно оставляют в кассах миллионы долларов.

И именно в этом состоит главное достижение фильма. «Бобот» — это «голливудский» детский фильм, но снятый в Украине. Космос в нем полон опасностей, но он так и зовет к приключениям.

«Виктор_Робот»

В сентябре 2020 года на Одесском кинофестивале прошла премьера анимационного фильма «Виктор_Робот». В прокат он вышел следующим летом. В отличие от всех предыдущих фильмов, действие в нем происходит не на Земле, а в глубинах космоса. В далеком будущем, когда человечество научилось свободно летать между звездами, выдающийся ученый построил в межзвездной пустоте гигантский комплекс, станцию, которая своими размерами могла бы посоревноваться с планетами.

Виктор_Робот
«Виктор_Робот». Источник: 24tv.ua

При том этот комплекс полностью автоматизирован. Он может производить все, что нужно машинам и людям, без всякого участия людей. Настоящая робоутопия. Однако в какой-то момент создатель этого чуда исчезает, а двое героев — его внучка Вика и крохотный робот Виктор — оказываются в центре удивительных и таинственных событий.

Мультфильм трудно назвать реалистичным. Это типичная детская сказка с соответствующим сюжетом. Однако эта сказка о будущем. Весь мультфильм сделан с любовью к машинам, и их разнообразию могут позавидовать многие известные ленты из разных стран мира. В этом плане мультфильм получился даже лучше мировых аналогов. Космос в нем — сказочный, но такой, который хочется исследовать и покорять в реальности. И делать это с помощью сложных машин, без страха, что они пойдут против человека.

«Ты — Космос»

Все, о чем говорилось до сих пор — прошлое украинских фильмов о космосе. А вот фильм «Ты — Космос» — их будущее. Премьера состоялась 7 сентября 2024 года на Международном кинофестивале в Торонто, а в широкий прокат фильм должен выйти только весной 2025 года. Так что судить о нем пока что можно только по официальному тизеру.

Фильм «Ты – космос»
Фильм «Ты – космос». Источник: mezha.media

В этот раз события происходят в далеком будущем в космосе. Главный герой — украинец Андрей Мельник, космический дальнобойщик. Он летит на космическом корабле в ближайшую черную дыру.

Кроме него, на борту только искусственный интеллект по имени Макс. Разговоры с ним — единственные диалоги, которые звучат в фильме. И героям есть о чем поговорить. Ведь Земля взрывается и теперь некуда возвращаться. Поэтому Андрей рефлексирует и время от времени ссорится с Максом.

Создатели фильма явно обыгрывают тему «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика. Каким выйдет этот украинский взгляд на космос — увидим вскоре.

Астронавты носят Prada: компания Axiom Space показала новый лунный скафандр