Как военные используют спутники: наблюдение

Разведка, связь и мобильность позволяют выигрывать битвы даже не очень мощной армии. Все это сегодня невозможно без спутников. Трудно представить получение информации о технике врага без снимков из космоса, передвижение по незнакомой местности без навигатора и хорошую координацию между подразделениями без коммуникации. Для обеспечения этих нужд военные используют три типа космических аппаратов: наблюдательные, коммуникационные и навигационные.

Наблюдение за противником – одна из главных задач спутников на войне
Наблюдение за противником — одна из главных задач спутников на войне. Источник: www.themoscowtimes.com

Хакеры против спутников

Полномасштабная война, которую россия ведет против нашего государства, обнаружила потенциально слабое место космической инфраструктуры. В преддверии вторжения москва совершила массированную кибератаку на спутниковые сети. Хакеры пытались вмешаться в работу космических аппаратов, передающих команды украинским военным беспилотникам.

Атака в киберпространстве была совершена не только на нашу страну. В тот же день Илон Маск сообщал о попытке рф глушить сигналы Starlink вблизи границы с Украиной, а специалисты зарегистрировали усиление помех работе GPS в нашем регионе. Хакеры взломали и отключили спутниковые интернет-сети KA-SAT американской компании Viasat, предоставлявшей услуги многим украинским правительственным учреждениям и госорганам в соседних странах.

Спутник KA -SAT.
Спутник KA-SAT. Источник: www.viasat.com

Это привело к тому, что Соединенные Штаты начали полностью перестраивать свою систему безопасности в космосе по трем направлениям: повышение устойчивости к взлому, интеграции в нее коммерческих операторов и создание военно-космических сил в союзных государствах.

«Туман войны»

Чтобы добиться успеха, армия должна иметь достоверные сведения о враге и хорошо координировать действия собственных подразделений. Одновременно с этим обе воюющие стороны изо всех сил будут пытаться скрыть свои действия: маскироваться, совершать обманные маневры, просто скрываться среди местности. Военные используют для этого специальный термин — «туман войны».

Хороший пример «тумана войны»
Многочисленные карты войны в Украине, противоречащие друг другу из-за нехватки данных — хороший пример «тумана войны». Источник: www.moviesonline.ca

В таких условиях трудно быстро и качественно проверить правдивость информации. Вот здесь и выходят на первый план разведывательные спутники. С их помощью можно получить достоверную информацию о дислокации врага и его перемещении. Вражеского пластуна можно застрелить, дрон или самолет — сбить, но уничтожить объект на орбите тяжело. Противоспутниковое оружие до сих пор остается только на стадии экспериментов, а его использование является палкой о ​​двух концах. Ведь после выстрела количество мусора на орбите резко возрастет, а обломки от разбитого спутника будут представлять угрозу собственной космической инфраструктуре.

Это ярко продемонстрировала россия, использовав противоспутниковое оружие в прошлом году. После попадания в старый советский космический аппарат количество мусора на орбите резко увеличилось, что стало серьезной угрозой для Международной космической станции.

Спутники наблюдения оптического диапазона

Разведывательные спутники бывают нескольких типов, в зависимости от диапазона, в котором они работают. Самый простой вариант — оптический диапазон. Это то, что мы видели бы воочию, если бы сами находились на космическом корабле с телескопом.

Наблюдательные спутники Maxar
Наблюдательные спутники Maxar. Источник: Maxar Technoloogies

Разрешение изображений спутников оптического диапазона сейчас составляет несколько десятков сантиметров. Этого достаточно для того, чтобы отличить танк от грузовика и сосчитать их количество. Благодаря этому военным известно о скоплении вражеской техники и войск. С орбиты можно увидеть даже тела убитых людей, что дало возможность зафиксировать и доказать преступления российской армии в Буче, Ирпене и других украинских городах и селах.

Именно к этому типу относятся спутники компании Maxar. Они стабильно предоставляют сенсационные фотографии на протяжении всей российско-украинской войны. Ранее такая техника была только у военных, примером чего могут служить KH-11 (Keyhole), запускаемые США во время Холодной войны. В настоящее время такие снимки доступны всем желающим.

Орбитальные приборы ночного видения

Однако оптический диапазон имеет свои недостатки. Он позволяет что-то разглядеть на Земле только днем ​​и при отсутствии облаков или задымления. Частично эту проблему решают спутники инфракрасного диапазона. В нем можно увидеть все нагретые тела, а значит такие спутники позволяют разглядеть теплые объекты даже ночью.

Излучение человеческого тела находится на грани чувствительности «орбитальных приборов ночного видения». Совершенно иная ситуация с двигателями танков и других бронированных боевых машин. Они хорошо заметны, и это делает любую светомаскировку при передвижении колонн ночью бессмысленной.

Инфракрасный спутниковый снимок
Инфракрасный спутниковый снимок поверхности Земли. Источник: Еos.com

Еще лучше в инфракрасном диапазоне видны самолеты, вертолеты и крылатые ракеты. Их двигатели нагреваются до сотен и тысяч градусов по Цельсию, поэтому иногда их можно видеть сквозь легкие облака. В частности, именно так удается отслеживать российские «Искандеры» и «Калибры». Никто не «вылавливает» их при подлете. Спутник сканирует полосу поверхности шириной в сотни километров и «видит» их в момент старта.

Наблюдение с помощью радаров

Облака эффективно поглощают излучение во многих диапазонах, поэтому они являются большим препятствием для спутников. Но это не проблема направленного радиоизлучения. Именно на этом принципе работают космические аппараты с радарами на борту.

Такие системы значительно сложнее оптических и инфракрасных камер. Сначала с помощью передатчика и системы направления необходимо создать радиоволны. Затем луч летит к Земле, проходит сквозь слой облаков, отражается от поверхности и возвращается назад, где его принимает антенна.

Недостатком радаров является значительно более низкая чувствительность, чем у оптических систем. Раньше получить четкое изображение поверхности с помощью отраженных радиоволн было вообще невозможно. Максимум, что удавалось увидеть — направления или точки, от которых идет интенсивное эхо.

Радарное изображение ракетного крейсера «Москва»
Радарное изображение ракетного крейсера «Москва». Источник: www.navalnews.com

В настоящее время такие аппараты, как Sentinel, используют радары с синтезированной апертурой. Двигаясь по орбите, они «запоминают» отражение сигнала каждой секунды, а затем собирают их вместе, создавая трехмерную картинку, из которой можно узнать даже материал тех или иных объектов. Но и такие изображения обладают разрешением, которое измеряется метрами, что очень далеко от качества оптических снимков.

Можно ли скрыться от наблюдения с орбиты?

Существуют также другие, более экзотические спутники наблюдения. К примеру, компания HawkEye 360 ​​отслеживает попытки заглушить сигналы глобальной системы позиционирования. Эти данные очень помогли украинским военным выявить российские средства радиоэлектронной борьбы.

Средства космического наблюдения не всемогущи. Несмотря на распространенные мифы, распознавать лицо вражеских солдат или читать секретные документы спутники не могут. Но обычно этого и не нужно. Передвижение людей и техники все равно сейчас отслеживается лучше, чем в любой из войн прошлого.