Как оно, жить на астероиде? Что происходит в игре Oxygen Not Included

Oxygen not included — компьютерная игра, в которой вам предлагают построить поселение на астероиде. Она выполнена в прекрасном юмористическом стиле, но при этом в ней нужно решать вполне реальные задачи, которые бы встали перед людьми, если бы они решили поселиться на одном из небольших каменных тел Солнечной системы.

Гра Oxygen not included
Игра Oxygen not included

Как оно, жить на астероиде?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, как будет выглядеть жизнь в космосе? С Марсом и Луной все более или менее понятно. Там города будут напоминать земные, но при этом должны быть герметичными и иметь замкнутые системы регенерации воды и воздуха. Сложно, но планета большая, и где-нибудь обязательно найдутся ресурсы для строительства всего этого.

А теперь представьте себе, что будет, если попытаться создать жилье внутри астероида. Да еще и в условиях, когда привезти что-то с Земли крайне сложно. Думаете, невозможно? А вот в компьютерной игре Oxygen not included вполне можно попробовать свои силы — ведь это является главной целью геймплея.

Типичное начало у Oxygen not included
Типичное начало Oxygen not included

Сама игра вышла еще в 2019 году, однако, скорее всего, слышали о ней не все. Громкой рекламной компанией, присущей Cyberpunk 2077 или Starfield, это событие не сопровождалось. Поэтому она заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробно.

Необычная градостроительная стратегия

По своей сути Oxygen not included — градостроительная стратегия с косвенным контролем. То есть игрок только определяет объекты, которые должны быть в том или ином месте, а потом персонажи в игре эти объекты создают. Или, как альтернатива, ее можно считать симулятором коллективного выживания. В любом случае в большинстве игр данного жанра это происходит на какой-то карте местности, где основная задача — правильно расположить дома и магазины на более или менее свободной поверхности и обеспечить транспортную связь между ними.

Жители астероида копают и строят

Однако Oxygen not included — это игра про астероид. Так что строить приходится внутри этого тела. При этом видит игрок все происходящее не «сверху», а «сбоку». Поэтому в игре присутствует направление, определяемое наличием гравитации. Проще говоря, карта имеет верх и низ. Последнее не соответствует тому, что в реальности почувствовали бы астронавты, поселившиеся на астероиде, но делает игру значительно сложнее и интереснее.

В игре интересно реализована идея того, что астероиды — это гравитационно недифференцированные тела, то есть внутри них имеются материалы с разной плотностью и происхождением, а также полости, заполненные различными жидкостями и газами. В одной из них и появляются первые жители поселения, а дальше им надо указывать, в какую сторону копать и какие объекты строить в образовавшихся полостях.

Вода полилась не туда и герою холодно в ней работать

Отходов нет — есть ресурсы

Самая интересная концепция игры заключается в том, что абсолютно все вещества, содержащиеся в астероиде, никуда не исчезают и их нужно правильно использовать. Иначе они просто будут лежать на полу как мусор. Это действительно очень похоже на то, как ученые представляют строительство баз на астероидах в будущем.

В игре это является возможным благодаря аппаратам, превращающим одни вещества в другие. Зданий как таковых там нет. Из добытых ресурсов жители просто строят перекрытия, стены, лестницы и двери, образующие помещения, в которых располагаются различные аппараты.

Типичный день в астероидной колонии

На самую интересную особенность игры намекает ее название. В Oxygen not included есть не только твердые предметы, но также жидкости и газы, ведущие себя соответственно. И очередная полость в астероиде может быть заполнена вовсе не кислородом, наличие которого игроку никто не обещал, а, например, оксидом углерода, которым не смогут дышать жители города.

А вода может политься вниз и затопить, например, помещение с суперкомпьютером, или оказаться загрязненной. Так что в игре придется строить еще и водопроводы и системы вентиляции, а также различные устройства, позволяющие проводить с ними различные операции. Есть в игре и электричество, причем его приходится не только генерировать, но и подводить проводами к различным машинам.

Водопровод и канализация в Oxygen not included

Графика и персонажи

Все вышеупомянутое дополняется весьма своеобразной графикой. Мало того, что она двухмерная, она еще и выглядит так, будто ее рисовали в Paint. Это сознательная стилизация, позволяющая воспринимать все сложные процессы в Oxygen not included без лишнего напряжения.

Особенности рисовки влияют и на персонажей игры. Они генерируются полностью случайно и выглядят как герои детского мультфильма с огромными головами и маленькими телами. Кому-то они даже могут показаться немного страшноватыми из-за своих сплошь черных глаз, иногда выглядящих как пропасть.

Однако в целом все, что происходит на экране, выглядит очень забавно и позитивно как для игры о выживании в пещере. Герои искренне радуются, когда, разбивая камни вокруг, находят что-то ценное. А когда попадают под воду или в непригодную для дыхания атмосферу — надувают щеки, задерживая дыхание.

Пришло время ужинать и спать

Несмотря на это, проработка персонажей очень серьезная. Каждый из нарисованных мальчиков и девочек имеет свой собственный набор предпочтений и навыков, развивающихся в течение игры. Кому-то больше нравится копать, кому-то — ухаживать за растениями и животными. И все они имеют вполне понятные человеческие потребности: есть, пить, спать, ходить в туалет.

Вы когда-нибудь представляли себе, как это — построить на астероиде туалет, в который с одной стороны подается чистая вода, а с другой — выливаются нечистоты? И надо сделать так, чтобы первого хватало, а второе не залило все вокруг. Сыграйте в Oxygen not included, чтобы узнать, какая это нетривиальная задача.

Именно такой головной убор носят ученые в игре

Постепенно колония в игре развивается, появляются новые персонажи. Внутренняя структура астероида заменяется помещениями, которые постепенно становятся все более приспособленными и комфортными для жизни.

О роли науки в освоении космоса

Главная идея игры заключается в том, что наука на самом деле может все. События в ней происходят в действительно далеком будущем. Персонажи то ли прибывают на астероид через телепорт, то ли их просто распечатывает 3D-принтер. Да и сами они работают вовсе не киркой и гаечным ключом, а используют что-то типа ручного устройства для разборки материи на атомы и печати из них всего необходимого.

Дерево технологий в игре

Но, несмотря на это, на астероиде все время чего-то не хватает: воды, кислорода, пищи… И единственный способ преодолеть эту проблему — исследовать новые технологии из невероятно большого дерева и использовать полученные знания для создания новых систем, позволяющих получить все необходимое. А когда кажется, что не помогают даже самые сложные машины, на помощь приходит биология. В отличие от реальных астероидов, в пещерах Oxygen not included встречаются растения и животные. Правда, часто они выглядят так, что их не то что есть — касаться не хочется. Однако жители астероидного поселения едят их с большим аппетитом, особенно если перед этим зажарят на гриле.

В целом растительный и животный мир, который можно приручить в игре, выглядит так, будто полностью является продуктом генной инженерии. И это логично. Вполне вероятно, что нам действительно придется выводить новые организмы для выживания в космосе.

На то, что в мире Oxygen not included все было именно так, намекает тот факт, что местных животных можно кормить простыми камнями, а продуктом их жизнедеятельности будет что-то полезное — например, каменный уголь, который все время расходуется на получение электричества.

Местная флора

В целом игра развивается вокруг идеи выживания в сложных условиях и при ограниченных ресурсах. Игрок просто создает свое поселение внутри астероида, делает его независимым от недостатка ресурсов, затем строит ракету и отправляет экспедицию на другой астероид, где условия немного отличаются. Там процесс повторяется снова. В конце концов, а что еще нужно для игры про колонизацию космоса?

По сути игра представляет собой динамичную инженерную головоломку. Здесь каждое решение может иметь последствия, которые проявятся только после многих часов развития колонии и которые потом придется исправлять. Но, несмотря на это, игра получилась очень позитивная и веселая.