JWST прошел тест на раскрытие солнцезащитного экрана

Специалисты NASA провели успешное испытание системы раскрытия солнцезащитного экрана космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST). Он был полностью развернут и помещен в положение, в котором будет находиться во время работы обсерватории.

Солнцезащитный экран JWST в полностью развернутом виде. Источник: NASA/Chris Gunn

Успех этого теста — очень хорошая новость для проекта. Дело в том, что солнцезащитный экран является одним из самых сложных и «капризных» элементов телескопа. Он состоит из пяти мембран, выполненных из материала каптон с алюминиевым напылением. Два верхних слоя также имеют дополнительное кремниевое покрытие. В полностью развернутом виде экран имеет площадь 300 м² (21,2×14,16 м), что больше теннисного корта для парной игры.

Экран необходим для пассивного охлаждения JWST. Поскольку телескоп будет вести съемку в инфракрасном диапазоне, для успешной работы температура его инструментов не должна превышать -223°C. В противном случае осуществлять наблюдения помешает тепло, испускаемое самим космическим аппаратом.

Но дело в том, что экран JWST слишком велик, чтобы влезть в грузовой отсек ракеты-носителя. Поэтому инженеры приняли решение сделать его разворачиваемым. Во время запуска он будет сложен в 12 раз, а после выхода обсерватории в космос — развернут при помощи специальной поддерживающей структуры.

К сожалению, создание механизма безопасного раскрытия экрана оказалось не самой простой задачей. Так, во время акустических испытаний, проведенных в 2017 г., расшаталась часть крепежных элементов, удерживающих слои мембраны. После других тестов в самой мембране были найдены небольшие разрывы. Эти проблемы стали одной из основных причин переноса запуска JWST с 2018 на 2021 г.

Космическое кольцо: астрономы сфотографировали гиперсветящуюся галактику