Juno сфотографировал извержение на Ио

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Спутники Юпитера не являются основной целью миссии Juno. Дело в том, что аппарат находится на вытянутой полярной орбите, и у него нет физической возможности подойти на близкое расстояние к самым крупным лунам газового гиганта. В то же время иногда Juno можно использовать для удаленных наблюдений этих объектов.

Юпитер и Ио глазами аппарата New Horizons. Источник: NASA, Johns Hopkins U. APL, SWRI

21 декабря Juno в очередной раз сблизился с Юпитером. Специалисты миссии воспользовались этой возможностью, чтобы провести дистанционные исследования спутника Ио — самого вулканически активного тела Солнечной системы. По оценкам специалистов, на этой юпитерианской луне имеется не менее 400 непрерывно извергающихся вулканов. Их лавовые потоки тянутся по поверхности на сотни километров. На спутнике существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

Снимки Juno преподнесли ученым небольшой сюрприз: несмотря на значительное расстояние, аппарат сумел сфотографировать извержение одного из вулканов Ио. В момент съемки он находился на теневой стороне спутника, однако солнечные лучи подсветили вулканические выбросы.

Помимо фотографий в видимом свете, Juno также получил изображения Ио в инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах. Они демонстрируют множество «горячих точек» на поверхности спутника, а также окружающий его шлейф из вулканических газов.

Непрекращающаяся активность Ио играет важную роль в системе Юпитера. Выбрасываемые его вулканами газы и частицы твердого вещества взаимодействуют с магнитосферой газового гиганта и усиливают ее. Из-за этого орбита спутника фактически проходит внутри одного из мощных юпитерианских радиационных поясов. Уровень облучения на поверхности Ио таков, что человек получил бы смертельную дозу радиации всего за несколько часов.

По материалам: https://www.swri.org