James Webb заглянул в «звездный роддом» соседней галактики

Космический телескоп James Webb (JWST) получил изображение туманности NGC 346. Прямо сейчас в ее недрах формируется множество протозвезд, которые в будущем дадут начало звездным системам.

Туманность NGC 346 (снимок James Webb). Источник: NASA, ESA, CSA, O. Jones (UK ATC), G. De Marchi (ESTEC), and M. Meixner (USRA). Image processing: A. Pagan (STScI), N. Habel (USRA), L. Lenkic (USRA) and L. Chu (NASA/Ames)

NGC 346 расположена в Малом Магеллановом облаке — карликовой галактике, являющейся спутницей Млечного Пути. В целом, она содержит меньшее количество тяжелых элементов по сравнению с нашей галактикой. Это является одной из основных причин, почему ученые сосредоточили свое внимание на данном регионе. Ведь в далеком прошлом, когда наша Вселенная была заметно моложе, большинство «звездных роддомов» напоминали NGC 346. Основная разница заключается в том, что древние галактики имели тысячи подобных регионов активного звездообразования.

В ходе предыдущих наблюдений NGC 346 основной целью ученых были протозвезды, чья масса составляет от 5 до 8 солнечных. Теперь, благодаря техническим возможностям JWST, они получили возможность изучить намного меньшие светила, включая те, чья масса в десять раз меньше чем у Солнца. Их интересовало, какое влияние более низкая концентрация тяжелых элементов окажет на процессы звездообразования.

По словам исследователей, когда происходит формирование новых светил, они собирают газ и пыль (внешне они напоминают ленты). В дальнейшем этот материал собирается в аккреционный диск, питающий новорожденное светило. Ранее астрономы  уже находили газ вокруг протозвезд в NGC 346, но наблюдения JWST в ближнем инфракрасном диапазоне стали первым случаем, когда они также обнаружили пыль в окружающих их дисках. По сути, астрономы увидели строительные кирпичики, которые со временем сложатся не только в новые звезды, но и в каменные экзопланеты, способные дать начало новой жизни.

Напомним, что недавно JWST открыл свою первую экзопланету.