James Webb обнаружил углекислый газ на кентавре

Кентаврами называют астероиды, которые вращаются по орбитам, лежащим между Юпитером и Нептуном, и часто демонстрируют некоторые черты комет. Недавно на одном из них, который называется 39P/Отерма, был обнаружен углекислый газ.

На кентавре нашли углекислый газ
На кентавре нашли углекислый газ. Источник: NASA/JPL-Caltech

Что такое кентавр Отерма?

Ученые, работающие с космическим телескопом James Webb, заявили, что нашли новое место в Солнечной системе, где есть органические молекулы. Речь идет о кентавре 39P/Отерма, на котором они обнаружили углекислый газ.

Кентаврами называют особый класс астероидов, которые вращаются не в привычном месте между Марсом и Юпитером, а пересекают орбиты газовых гигантов от Юпитера до Нептуна. При этом их собственные траектории часто достаточно вытянуты, как у комет. Да и выделение газов делает их несколько похожими на «хвостатые звезды».

Именно таким является кентавр, на котором нашли углекислый газ. Его открыла в 1943 году финская астроном Лейси Отерма, в честь которой он и получил свое название. При этом обозначение 39P показывает, что сейчас это тело классифицируется как короткопериодическая комета.

Как и ни один другой кентавр, 39P/Отерма астрономы никогда не видели вблизи. Однако наблюдения в телескоп показывают, что время от времени его действительно окутывает нечто похожее на атмосферу из газов, которые вырываются с поверхности. Радиус этого тела составляет от 2,21 до 2,49 км.

Углекислый газ на далеком камне

Для исследования кентавра ученые решили использовать инфракрасный спектрограф NIRSpec, расположенный на James Webb. С Земли ему помогали телескопы Gemini North и Lowell Discovery. Благодаря этим приборам и был открыт углекислый газ во время прохождения Отерма его перигелия, то есть ближайшей точки к Солнцу.

Стоит сказать, что перигелий кентавра на протяжении десятилетий наблюдений за ним все время увеличивается. На момент открытия он составлял 3,39 а.е., затем увеличился до 5,47 а.е. и наконец составил 5,71 а.е. Ожидается, что в будущем он продолжит увеличиваться.

Интересно, что при этом в составе 39P/Отерма не обнаружили воды и угарного газа, которые присутствуют в ранее исследованных кентаврах, например, в 29P/Швассмана — Вахмана 1. Чем это можно объяснить, ученые ответить не готовы, но полагают, что ответ можно найти, подробно изучив орбитальную историю обоих небесных тел.