Иранская ракета «Симург» не смогла достичь орбиты

30 декабря Иран осуществил новый пуск ракеты «Симург». По заявлению представителей Министерства обороны Исламской республики, это был испытательный полет, который завершился успехом. Ракета достигла высоты 470 км, на ее борту находились три спутника с экспериментальным оборудованием.

Пуск ракеты «Симург». Источник: Tasnim News Agency

В то же время, согласно опубликованным иранскими СМИ данным, носитель развил скорость 7350 м/c. Это немного меньше первой космической скорости, так что «Симург» не мог выйти на орбиту. Американской системе NORAD также не удалось зарегистрировать появления новых объектов в околоземном пространстве после пуска.

В теории «Симург» мог использоваться и для суборбитального теста. Однако профиль полета и то, что ракете не хватило совсем чуть-чуть, чтобы добраться до орбиты, все же свидетельствуют о неудачном орбитальном запуске. В пользу такого предположения говорит и статистика космической программы Ирана. За последние пару лет страна осуществила, по меньшей мере, четыре космических запуска, но лишь один из них был успешным. Еще как минимум одна ракета взорвалась на стартовой площадке во время проведения предпускового обслуживания.

Высота «Симурга» 26,5 м, масса 87 тонн (в заправленном состоянии). В качестве первой ступени используется переделанная первая ступень баллистической ракеты «Шахаб-5», вторая ступень — это жидкостная баллистическая ракета «Гадр-1». Носитель может вывести до 150 кг на низкую околоземную орбиту.

По американским данным, предыдущая неудачная попытка пуска «Симурга» имела место в июне 2021 года. При этом Иран так и не признал факта испытания. Стоит отметить, что новый старт был осуществлен на фоне проходящих в Вене переговоров о ядерной программе Ирана. В связи с этим многие рассматривают состоявшийся пуск как попытку оказать давление на США.

Напомним, что всего несколько дней назад Россия провела неудачный пуск ракеты «Ангара».

По материалам https://www.nasaspaceflight.com