Hubble сфотографировал погибающую галактику

Космические технологии

Благодаря телескопу Hubble астрономы сумели получить детальные фотографии галактики D100, расположенной на расстоянии около 330 млн световых лет от Млечного Пути. Она входит в состав скопления Волос Вероники, включающего в себя свыше тысячи галактик.

Изображение галактики D100 и ее хвоста, составленное из снимков, получен сделанных телескопом Hubble (видимый свет) и Subaru (красное свечение хвоста в линии Hα). Источник: NASA, ESA, M. Sun (University of Alabama), and W. Cramer and J. Kenney (Yale University), M. Yagi (National Astronomical Observatory of Japan)

D100 привлекла внимание астрономов благодаря своему огромному хвосту, состоящему из пыли и газа. Его протяженность составляет 200 тыс. световых лет, что в два раза больше диаметра Млечного Пути. Ранее астрономы уже находили галактики, обладающие подобными газово-пылевыми хвостами, однако ничего похожего на обнаруженную структуру пока не наблюдалось.

Хвост D100 удивительно четкий и прямой, и при этом очень узкий. Его ширина составляет всего 7 тыс. световых лет, что совсем не похоже на бесформенные хвосты других звездных систем. Проведя серию компьютерных симуляций, астрономы пришли к выводу, что ключевую роль в образовании столь необычной структуры сыграли магнитные поля. Она возникла из-за того, что галактика движется к центру скопления. Словно лодка, плывущая по воде, она пробивается сквозь вещество, заполоняющее межгалактическое пространство, которое постепенно выталкивает газ и пыль за пределы D100. Этот процесс и привел к появлению хвоста. Согласно расчетам астрономов, он начал формироваться примерно 300 млн лет назад.

По сути, хвост является предвестником скорой смерти D100. Со временем она полностью лишится всех своих запасов пыли и газа. Ее спиральные рукава исчезнут, в ней уже не смогут рождаться новые светила, и она превратится в «мертвую красную галактику», населенную исключительно старыми звездами.

Изображение галактик D99 и D100, сделанное телескопом Hubble, Источник: NASA, ESA, M. Sun (University of Alabama), and W. Cramer and J. Kenney (Yale University)

Рядом с D100 можно увидеть галактику, внешний вид которой «предсказывает», как ее соседка может выглядеть в будущем. Этот объект известен под обозначением D99. Некогда он также являлся спиральной галактикой, по размеру и массе сопоставимой с D100. По оценкам астрономов, в промежутке от 500 млн до 1 млрд лет назад она потеряла все запасы межзвездного газа и пыли, и в ней полностью остановились процессы звездообразования. Поэтому на снимке Hubble она обладает ярко выраженным красноватым оттенком, а ее спиральная структура уже практически не различима.

По материалам: http://hubblesite.org