Hubble сфотографировал «надгробие» погибшей звезды

Новости астрономии, астрофизики и космологии

На этом изображении, полученном при помощи космического телескопа Hubble, запечатлен объект дальнего космоса SNR 0454-67.2. Он находится в Большом Магеллановом Облаке — галактике-спутнике Млечного Пути, расположенной на расстоянии около 160 тыс. световых лет.

Остаток сверхновой SNR 0454-67.2. в Большом Магеллановом облаке. Источник: ESA/Hubble, NASA

SNR 0454-67.2 представляет собой остаток сверхновой типа Iа. Такие вспышки происходят в двойных системах, хотя бы одним из компонентов которых является белый карлик, поглощающий вещество звезды-компаньона. Когда его масса превосходит предел Чандрасекара (1,44 солнечных массы), в карлике запускается термоядерная реакция синтеза более тяжелых элементов на основе ядер гелия и углерода с выделением огромного количества энергии.

Именно это и произошло в случае SNR 0454-67.2. Снимок Hubble демонстрирует множество разноцветных нитей, сформированных из материала, выброшенного из недр взорвавшейся звезды. Можно сказать, что они являются своеобразным «надгробным памятником» погибшему светилу.

Поскольку сверхновые типа Iа возникают в результате единого процесса, «откалиброванного» по массе пределом Чандрасекара, их вспышки имеют примерно одинаковую абсолютную светимость. Поэтому астрономы используют их в качестве «стандартных свечей» для определения и уточнения расстояний от Млечного Пути до далеких галактик.

По материалам: https://www.spacetelescope.org