Hubble сфотографировал галактику M59

На приведенных снимках космического телескопа Hubble запечатлена эллиптическая галактика M59 (Messier 59). Как можно догадаться по названию, в свое время она была включена в знаменитый каталог Шарля Мессье. Но не он является первооткрывателем галактики — первым ее заметил немецкий астроном Иоганн Готтфрид Кёлер (Johann Gottfried Köhler) в апреле 1779 г.

Эллиптическая галактика M59 (снимок Hubble). ESA/Hubble & NASA, P. Cote

M59 расположена на расстоянии 50 млн световых лет от Млечного Пути и относится к классу эллиптических галактик. Она является частью Скопления Девы, состоящего из более чем 2000 звездных систем, и содержит свыше 2200 шаровых скоплений (для сравнения: в Млечном Пути астрономы нашли чуть больше 150 подобных объектов).

В центре M59 расположена сверхмассивная черная дыра, масса которой в 270 млн раз превышает солнечную. Интересно, что она вращается в направлении, противоположном направлению вращения галактического диска.

Эллиптические галактики считаются завещающей стадией эволюции «звездных островов». Как правило, они полностью лишены запасов межзвездного газа и пыли, а потому не могут «производить» новые светила. Однако M59 является определенным исключением из этого правила. Наблюдения показывают, что в ее центре все еще продолжают формироваться звезды. По мнению астрономов, такая нетипичная для эллиптических галактик активность объясняется тем, что в сравнительно недалеком прошлом эта система поглотила одного из своих соседей.