Hubble сфотографировал «дом» переменных звезд

Новости астрономии, астрофизики и космологии

На представленном изображении, полученном телескопом Hubble, запечатлено шаровое скопление Messier 3 (M3). Оно расположено на расстоянии 34 тыс. световых лет от Солнца в созвездии Гончих Псов, его возраст оценивается в 8 млрд лет. Скопление было открыто в 1764 г. французским астрономом Шарлем Мессье и позже внесено им в знаменитый каталог туманных объектов.

Шаровое скопление M3 на снимке телескопа Hubble. Источник: ESA/Hubble & NASA, G. Piotto et al.

На данный момент астрономы идентифицировали в Млечном Пути свыше 150 шаровых скоплений. Но M3 заметно выделяется на их фоне. Оно является одним из крупнейших и ярчайших скоплений нашей Галактики. В его состав входит более чем полмиллиона светил. При этом скопление является «домом» для необычайно большой популяции переменных звезд. На данный момент исследователи обнаружили их там уже 274 — больше, чем в любом другом известном шаровом скоплении.

По крайней мере 170 переменных звезд скопления M3 относятся к разновидности RR Лиры. Их светимость меняется в определенной последовательности, что позволяет вычислить общее количество излучаемой ими энергии. Сравнивая ее с видимым блеском, астрономы могут рассчитать, как далеко от нас расположены эти объекты. Благодаря этой особенности переменные типа RR Лиры активно используются в качестве «стандартных свечей» для определения расстояний в масштабах галактик.

Еще одна особенность M3 заключается в наличии в нем большого количества ярких голубых звезд. Дело в том, что все «жители»» шарового скопления образуются вместе и, следовательно, имеют примерно одинаковый возраст. В теории это означает, что в M3 попросту не должно быть голубых светил: они имеют большую массу, а значит, должны были уже давно истратить все запасы водородного термоядерного горючего и сойти с главной последовательности. Тем не менее, фотография отчетливо демонстрирует множество хорошо различимых голубых звезд.

Астрономы называют такие звезды «отстающими». Существует несколько теорий, объясняющих их существование. Согласно доминирующей версии, на самом деле они являются двойными системами, компоненты которых находятся в процессе слияния или же уже слились единый объект. Сформировавшаяся в результате звезда будет иметь большую массу, а следовательно, выглядеть ярче и горячее, чем ее «сверстники».