Hubble показал след космического катаклизма

Представленное изображение было опубликовано на сайте миссии Hubble. Снимок демонстрирует тонкие газовые структуры, известные под обозначением DEM L249. Они расположены в Большом Магеллановом Облаке — галактике-спутнике Млечного Пути, находящейся на расстоянии 160 тысяч световых лет от Земли.

Остаток сверхновой
Остаток сверхновой DEM L249 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, Y. Chu

DEM L249 — это все, что осталось от вспышки сверхновой, одного из наиболее разрушительных событий во Вселенной. В его ходе выделяется больше энергии, чем звезда вроде нашего Солнца производит за всю свою жизнь. По мнению астрономов, DEM L249 образовался в результате вспышки сверхновой типа Ia. Как правило, их источником являются белые карлики в двойных системах, постепенно перетягивающие на себя вещество своего компаньона. Как только масса белого карлика превосходит предел Чандрасекара (примерно 1,4 массы Солнца), это приводит к его термоядерному взрыву. Обогащенное тяжелыми элементами вещество выбрасывается в окружающее пространство. Со временем оно может входить в состав газовых облаков и становиться частью «строительного материала» для новых звезд и планет.

Поскольку во время взрывов сверхновых типа Ia выделяется примерно одинаковое количество энергии, астрономы используют их в качестве «стандартных свечей» для определения дистанций до далеких галактик, а также калибровки других методов определения расстояний во Вселенной.

Астрономы давно используют Большое Магелланово Облако в качестве природной лаборатории для изучения сверхновых. Это связано с его относительной близостью к Земле, а также отсутствием усложняющей наблюдения межзвездной пыли (из-за нее мы не можем увидеть центр Млечного Пути в видимом диапазоне). Именно в Большом Магеллановом Облаке в 1987 году произошла знаменитая вспышка сверхновой SN 1987A. Она стала первой вспышкой со времен изобретения телескопа, которую можно было наблюдать на земном небе невооруженным глазом.

Вы также можете почитать о том, как астрономы открыли ранее неизвестный тип сверхновых.