«Хаябуса-2» готовится уйти на «зимние каникулы»

Космические технологии

Сотрудники группы сопровождения миссии «Хаябуса-2» выполнили ряд операций необходимых для подготовки аппарата к периоду почти месячного отсутствия стабильной связи. Он наступит, когда Земля и астероида Рюгу (162173 Ryugu) окажутся по противоположные стороны от Солнца. Это значительно усложнит поддержание связи с автоматическим разведчиком. Поэтому до начала января 2019 г. он не будет проводить никаких активных научных операций и должен оставаться на безопасном удалении от астероида.

Астероид Рюгу. Красный кружок отмечает безопасную посадочную зону. Источник: JAXA

Кроме того, инженеры миссии изучили результаты проведенных в конце октября репетиций операции по отбору астероидного вещества. Тогда «Хаябуса-2» приблизился к Рюгу на расстояние 12 м. Анализ телеметрии показал, что он находился в 15 м от центра посадочной зоны. С учетом того, что ее диаметр составляет всего 20 м, это достаточное большое отклонение.

Дело в том, что практически вся поверхность Рюгу (за исключением нескольких небольших участков) покрыта достаточно крупными камнями. Во время взятия образцов грунта они могут повредить корпус аппарата или его солнечные батареи. Поэтому точность наведения играет очень важную роль в успехе операции.

Анимация, показывающая удаление «Хаябусы-2» от астероида Рюгу. Источник: JAXA

Чтобы облегчить дальнейшую навигацию, во время последней репетиции посадки «Хаябуса-2» сбросил на астероид целевой указатель (target marker) — 10-сантиметровый шарик, выполняющий роль визуального маяка. В ходе следующего сближения космического аппарата с астероидом он подсветит указатель с помощью стробоскопа. По замыслу специалистов, это увеличит точность наведения на посадочную зону.

В общей сложности на борту зонда имеется пять таких указателей. Внутри них содержится специальная пленка, на которой записаны имена и послания, оставленные в 2013 г. сотрудниками JAXA и Планетного сообщества (The Planetary Society).

По материалам: http://www.planetary.org