Голубые сверхгиганты могут образовываться в результате слияния двух звезд

Ученые сделали новое предположение относительно образования одних из самых горячих звезд во Вселенной. Они предположили, что голубые сверхгиганты образуются в результате слияния меньших звезд, что приводит к интенсификации термоядерных реакций.

Голубой сверхгигант

Новые исследования астрономов

Международная группа исследователей под руководством ученых из Канарского астрономического института (IAC) нашла ключи к природе некоторых самых ярких и горячих светил нашей Вселенной, которые называются голубыми сверхгигантами. Хотя эти звезды наблюдались неоднократно, их образование оставалось загадкой для астрономов в течение десятилетий.

Моделируя новые звездные модели и анализируя большую выборку данных в Большом Магеллановом Облаке, исследователи нашли убедительные доказательства того, что большинство голубых сверхгигантов могли образоваться в результате слияния двух звезд, связанных в двойную систему.

Голубые сверхгиганты типа B — это очень яркие и горячие звезды. Они по меньшей мере в 10 000 раз ярче, в 2–5 раз горячее и от 16 до 40 раз тяжелее Солнца. Согласно традиционным представлениям о звездах, они должны очень быстро эволюционировать, а значит, их редко можно увидеть. Почему же мы наблюдаем их так много?

Важным ключом к разгадке их происхождения является тот факт, что большинство голубых сверхгигантов являются одиночными, то есть не имеют гравитационно связанного спутника, который можно было бы обнаружить. Однако большинство молодых массивных звезд рождаются в двойных системах со спутниками. Почему голубые сверхгиганты одиноки? Ответ: они являются результатом слияния двух больших светил.

Голубые сверхгиганты образуются во время слияния звезд

В новом исследовании под руководством Атиры Менон международная команда астрофизиков, занимающаяся компьютерными вычислениями и наблюдениями, смоделировала детальные модели слияния звезд и проанализировала выборку из 59 ранних голубых сверхгигантов в Большом Магеллановом Облаке, галактике-спутнике Млечного Пути.

Но могут ли такие слияния также объяснить измеренные свойства голубых сверхгигантов? Астрономы обнаружили, что звезды, рожденные в результате таких слияний, имеют больший успех в воспроизведении поверхностного состава, в частности, усиления линий азота и гелия, в большой части образца, чем обычные звездные модели. Это указывает на то, что слияние может быть доминирующим каналом образования голубых сверхгигантов.

Это исследование делает большой скачок в решении старой проблемы формирования голубых сверхгигантов и указывает на важную роль слияния звезд в морфологии галактик и их звездных популяций.