Газовый гигант превращается в «горячий юпитер»

Ученые исследовали планету TIC 241249530 b. Этот газовый гигант вращается вокруг своей звезды по очень вытянутой эксцентричной орбите. Ученые считают, что он находится в процессе превращения в так называемый «горячий юпитер», и объяснили, как это может происходить.

Газовый гигант TIC 241249530 b
Газовый гигант TIC 241249530 b. Источник: phys.org

«Горячие» и «холодные юпитеры»

Ученые из Массачусетского технологического института смогли исследовать, как газовые гиганты превращаются в «горячие юпитеры». В недавно опубликованной ими статье в журнале Nature они рассказали о своих исследованиях экзопланеты TIC 241249530 b.

«Горячими юпитерами» называются газовые гиганты, которые по своей массе и химическому составу напоминают те, что есть в Солнечной системе, но, в отличие от них, находятся очень близко к своей звезде. В этих условиях они подвергаются сильному воздействию излучения и часто начинают испаряться, превращаясь в выжженное каменное ядро.

При этом образовываться на этих орбитах газовые гиганты, согласно действующим теориям эволюции планет, просто не могут. Излучение звезды испаряет летучие вещества еще на начальных стадиях развития систем. Поэтому ближе всего к звезде формируются каменистые планеты, далее — газовые и уже совсем на окраинах — ледяные.

Газовый гигант TIC 241249530 b

Вообще-то, для ученых не является загадкой, как появляются «горячие юпитеры». Происходит это из-за гравитационных возмущений, особенно в первые миллионы лет существования системы. Холодные газовые гиганты начинают мигрировать ближе к своим звездам и в конце концов остаются там. Другое дело, что увидеть этот процесс вживую для ученых чрезвычайно сложно.

Планета TIC 241249530 b, размещенная на расстоянии 1100 св. лет, стала для них настоящей находкой. Этот газовый гигант пребывет в процессе перехода из одного состояния в другое. Перицентр его орбиты уже близко к звезде, в то время, как апоцентр, самая отдаленная ее точка, все еще в холодных окрестностях.

К тому же движение TIC 241249530 b является ретроградным. Это означает, что происходит оно в сторону противоположную вращению самой звезды. По мнению ученых, этот газовый гигант является идеальным кандидатом для проверки теорий относительно миграции планет.

Правда, даже с ним исследования будут продолжаться очень долго. Ведь гравитация звезды будет снижать перицентр орбиты планеты очень медленно. Это может занять миллиард лет. Однако в конце концов TIC 241249530 b все же превратится в «горячий юпитер».