Гармония небесных сфер

Представленный снимок сделан на вершине чилийской горы Серро Параналь. Фотографу Европейской Южной обсерватории (ESO) удалось поймать в кадр сразу три космические сферы.

Луна и Венера над куполом одного из вспомогательных телескопов VLT. Источник: Y. Beletsky (LCO)/ESO

Самая большая сфера на этом фото — купол одного из четырех вспомогательных «юнитов» Очень большого телескопа (VLT ESO). Каждый такой «юнит» представляет собой полностью автономный модуль. В зависимости от нужд наблюдательной программы их можно перемещать на одну из 30 фиксированных позиций при помощи рельсовых путей. Свет, собираемый всеми компонентами телескопа, сводится в единый луч посредством системы зеркал в подземных тоннелях. Это позволяет получить эквивалент одиночного зеркала диаметром 16,4 м, благодаря чему VLT является крупнейшим из существующих оптических инструментов по своей светособирающей силе. Угловое разрешение, обеспечиваемое комплексом, делает возможным изучение протопланетных дисков и наблюдение деталей на поверхности далеких звезд.

Над куполом вспомогательного «юнита» VLT можно увидеть Луну. В момент съемки Солнце освещало лишь крохотную часть видимой стороны нашей естественной спутницы. Но мы все равно можем рассмотреть весь ее диск, включая контуры некоторых лунных морей. Этот феномен называется пепельным светом. Мы видим эту часть диска Луны благодаря «подсветке», которую создает солнечный свет, отраженный Землей.

Третья «космическая сфера» в кадре — это Венера. Вторая планета Солнечной системы является третьим по яркости объектом земного неба после Солнца и Луны, что позволяет иногда наблюдать ее невооруженным глазом даже днем.