Гамма-телескоп Fermi сфотографировал Луну

Эти несколько невзрачных изображений на самом деле представляют собой последовательные снимки, сделанные космической гамма-обсерваторией Fermi с экспозицией от 2 до 128 месяцев. На них запечатлен яркий источник гамма-излучения с энергией свыше 31 млн электрон-вольт. Но это вовсе не Солнце, а наша Луна.

Изображение Луны, полученное гамма-обсерваторией Fermi. Источник: NASA/DOE/Fermi LAT Collaboration

Если бы человеческий глаз мог воспринимать гамма-излучение, то Луна показалась бы ему более яркой, чем Солнце. В этом нет ничего странного. Дело в том, что у нашего естественного спутника нет магнитного поля. Следовательно, даже низкоэнергетические космические лучи достигают его поверхности. Их взаимодействие с лунным реголитом приводит к появлению гамма-излучения. Луна поглощает большую часть этого излучения, но часть его все же уходит в космическое пространство.

Для Fermi Луна всегда выглядит как полный диск без какой-либо смены фаз. Однако с течением времени ее яркость в гамма-диапазоне может меняться примерно на 20%. Это связано с 11-летними циклами солнечной активности — изменения интенсивности магнитного поля Солнца влияют на количество достигающих лунной поверхности космических лучей.

Что касается самого Солнца, то оно становится ярче Луны, если смотреть на него в гамма-диапазоне с энергиями фотонов свыше миллиарда электрон-вольт. Это объясняется тем, что космические лучи низких энергий попросту не могут преодолеть мощное магнитное поле нашего светила.