Фото дня: великолепная галактика NGC 1015

На этом поразительном изображении телескопа Hubble запечатлена галактика NGC 1015. Она находятся в созвездии Кита и удалена от нас на 118 млн световых лет. Галактика расположена исключительно удачно по отношению к Земле. Мы видим NGC 1015 «сверху», что позволяет во всех деталях рассмотреть ее структуру.

Подобно Млечному пути, NGC 1015 является спиральной галактикой с перемычкой. Так называют утолщение из звезд и газа в центре галактики, из которого выходят спиральные рукава. Особенность перемычки NGC 1015 заключается в том, что она также окружена бледным желтым кольцом.

Галактика NGC 1015. Источник: ESA/Hubble & NASA, A. Riess (STScl/JHU)

По мнению астрономов, перемычки могут играть роль своеобразных галактических топливопроводов. Посредством орбитальных резонансов, они пропускают сквозь себя газ из спиральных рукавов. Часть этого газа становится стройматериалом для формирования новых звезд, часть поглощается центральной черной дырой. Подобный механизм может объяснить, почему многие спиральные галактики с перемычкой имеют активные ядра.

В 2009 г. в NGC 1015 вспыхнула сверхновая типа Iа, получившая обозначение SN 2009ig. На снимке ее можно увидеть как одну из ярких точек в верхней правой части кольца, окружающего центр галактики. Благодаря этому событию, астрономы сумели измерить расстояние до галактики. NGC 3972 использовалась в недавнем исследовании, целью которого было уточнить значение постоянной Хаббла.

По материалам: https://www.spacetelescope.org