Фото дня: Крабовидная туманность

4 июля 1054 г. китайские астрономы заметили на фоне утренней зари новую звезду. Вскоре она стала такой яркой, что в течение 23 дней ее можно было увидеть на дневном небе. На ночном небе она наблюдалась в течение двух лет.

Семь столетий спустя астроном Джон Бевис (John Bevis) открыл в созвездии Тельца туманность. У нее есть несколько официальных обозначений, но лучше всего она известна под названием «Крабовидная туманность». В 1921 г. астроном Карл Лампланд (Carl Lampland), просматривая старые снимки туманности, понял, что она расширяется. Вскоре ученые сумели установить ее природу. Оказалось, что это остаток взрыва Сверхновой, наблюдавшейся в 1054 г.

В 1967 г. астрофизик Франко Пачини (Franco Pacini) предсказал, что в результате вспышки Сверхновой должна сформироваться быстро вращающаяся нейтронная звезда с мощным магнитным полем. Уже через несколько месяцев его утверждение было доказано: в центре Крабовидной туманности открыли пульсар, вращающийся со скоростью 30 оборотов в секунду. Благодаря этому она заняла важное место в истории астрономии и стала объектом регулярных наблюдений.

За годы своей работы рентгеновский телескоп Chandra неоднократно фотографировал Крабовидную туманность. В честь близящегося 20-летнего юбилея миссии ее сотрудники опубликовали новое изображение этого объекта, составленное из снимков, которые сделали три космических обсерватории. Белым и голубым цветом нанесены данные Chandra, фиолетовым — данные телескопа Hubble, розовым — информация, полученная инфракрасным телескопом Spitzer.

Крабовидная туманность. Источник: X-ray: NASA/CXC/SAO; Optical: NASA/STScI; Infrared: NASA-JPL-Caltech

Сложная форма туманности объясняется взаимодействием остатка Сверхновой с веществом, выброшенным погибшей звездой до и во время взрыва. Поток испускаемых пульсаром высокоэнергетических частиц врезается в окружающее газовое облако, что приводит к образованию ударных волн, чем-то напоминающих расходящиеся круги на воде. Также на фото можно увидеть джеты — потоки вещества, выбрасываемые со стороны южного и северного полюса пульсара. Они возникают благодаря комбинации большой скорости вращения объекта и его мощного магнитного поля.