Фосфаты в образцах астероида Бенну указывают на его межзвездность

Ученые, которые исследуют образцы, привезенные на Землю аппаратом OSIRIS-REx, сделали сенсационное открытие. Они нашли в его составе фосфаты, которые свидетельствуют, что астероид Бенну, с которого они были отобраны, когда-то мог быть частью океанического мира.

Образцы с астероида Бенну
Образцы с астероида Бенну. Источник: www.space.com

Уникальные образцы астероида

24 сентября 2023 года космический аппарат NASA OSIRIS-REx сбросил на Землю капсулу с нетронутым углеродным реголитом, собранным с околоземного астероида Бенну. Эти образцы были получены после того, как зонд совершил впечатляющее семилетнее путешествие через Солнечную систему.

С момента прибытия этих обломков космической породы (если быть точным, примерно 120 грамм образца) ученые с нетерпением ждали их анализа, который мог бы рассказать нам, какие молекулы содержатся внутри Бенну. Они надеются найти подсказки об истории нашей Солнечной системы, поскольку Бенну мог сохраниться со времен, когда формировались все небесные тела, а также пребиотические молекулы, которые могли бы дать представление о происхождении жизни на Земле. Многие эксперты предполагают, что эти образцы могут содержать следы других важных ингредиентов, таких как вода, которые могли бы способствовать пригодности Земли к жизни, если бы они также оказались на нашей планете.

Хотя первоначальные исследования действительно показали, что образцы OSIRIS-REx содержат признаки углерода и воды, возможно, еще более впечатляющим является недавнее и неожиданное открытие командой фосфата магния-натрия. Это ионное соединение, состоящее из катиона магния (Mg2+) и аниона фосфата (PO43-).

Водное прошлое астероида Бенну

На Земле фосфат магния-натрия можно найти в определенных минералах и геологических формациях, а также в живых организмах, где он участвует в различных биохимических процессах и является компонентом костей и зубов. Однако, согласно пресс-релизу NASA, его присутствие на Бенну удивило исследовательскую группу, поскольку он не был виден в данных дистанционного зондирования зонда OSIRIS-REx до сбора образцов. Команда говорит, что его присутствие намекает на то, что астероид мог отколоться от давно исчезнувшего, крошечного, примитивного океанического мира.

Космический аппарат OSIRIS-REx получил образец реголита Бенну 20 октября 2020 года с помощью механизма отбора образцов Touch-and-Go (TAGSAM), который состоит из специализированной головки пробоотборника, расположенной на шарнирном кронштейне. Бенну — небольшой астероид типа B, который принадлежит к редкому углеродному типу. «Этот объект был выбран целью миссии отчасти потому, что телескопические наблюдения показали примитивный углеродный состав и наличие водосодержащих минералов», — отмечает команда в своей статье.

Образец был собран из места под названием Соловей, которое расположено в кратере Хокиой, ударном участке в северном полушарии Бенну, диаметром около 20 м.

Дальнейший анализ образцов показал, что преобладающим компонентом реголита являются магнийсодержащие филосиликаты, преимущественно серпентин и смектит — породы, которые обычно встречаются на срединно-океанических хребтах на Земле. Сравнение этих серпентинитов с их земными аналогами позволяет лучше понять геологическое прошлое Бенну.

Астероид и возникновение жизни на Земле

Исследование команды также подтвердило, что астероид богат углеродом, азотом и некоторыми органическими соединениями. Все они, в дополнение к фосфату магния, являются важными компонентами для жизни, какой мы знаем ее на Земле.

Анализ образцов подчеркивает важность сбора и изучения материала с астероидов вроде Бенну — особенно материала низкой плотности, который обычно сгорает при входе в атмосферу Земли. Этот материал является ключом к разгадке сложных процессов формирования Солнечной системы и пребиотической химии, которая могла способствовать возникновению жизни на нашей планете.

Большой побег: китайская компания случайно запустила ракету во время испытания